Демографический бум последних лет в Кыргызстане привел к значительному увеличению числа детей школьного возраста. Это создало серьезные проблемы для системы образования. Нехватка мест в школах и особенно в детских садах – одна из самых острых проблем, с которой сталкивается страна.

Разрыв между уровнем образования в городских и сельских районах колоссален. И он постоянно увеличивается, что подстегивает миграцию сельского населения в города в поисках лучшего будущего для своих детей. Этот приток населения перегружает городские школы, создавая невыносимые условия для обучения. В это же время сельские школы все чаще превращаются в малокомплектные учреждения, где не хватает учителей-предметников, а образовательный процесс страдает от нехватки ресурсов и квалифицированных кадров.
Ситуация с дошкольным образованием в Кыргызстане близка к катастрофической. Поразительная цифра – 74 процента детей лишены возможности посещать детский сад. Это имеет разрушительные последствия для их развития и дальнейшей учёбы. Отсутствие раннего развития напрямую сказывается на результатах обучения в школе. Международная программа PISA показывает, что 80 процентов кыргызстанских школьников не достигают базового уровня функциональной грамотности. Эта проблема особенно остро стоит в сельской местности и в новых жилых массивах, где не хватает детских садов. Корреляция между отсутствием дошкольного образования и низкой функциональной грамотностью очевидна и требует незамедлительного решения. Несмотря на то, что образование занимает немалую долю государственного бюджета, и власти регулярно сообщают о значительных финансовых вливаниях в этот сектор, результаты оставляют желать лучшего.
Действительно, финансирование образования за последние годы значительно выросло. Строятся новые школы и детские сады, повышаются зарплаты учителей. Однако эти внешне впечатляющие цифры не отражаются на качественном улучшении образовательного процесса.
Повышение зарплат часто оказывается несущественным на фоне растущей инфляции и не решает проблему нехватки квалифицированных кадров. Уровень грамотности взрослого населения остается низким, ограничиваясь базовыми навыками чтения, письма и счета. Ситуация в сельских школах особенно плачевна. Многие старшеклассники с трудом читают по слогам, не знают таблицу умножения, не способны написать простейший диктант, сочинение, реферат или доклад. Ученики не понимают объяснений учителя. Парадоксально, но стремление показать хорошую статистику на уровне районного департамента образования приводит к запрету на выставление в школах «двоек». Это искажает реальную картину, не позволяет объективно оценить уровень знаний учащихся и выявить проблемы, требующие немедленного вмешательства. Таким образом, система образования закрывает глаза на серьёзные недостатки. Это не позволяет эффективно решать насущные проблемы. К тому же ситуация усугубляется нехваткой квалифицированных учителей, особенно в сельской местности. Многие педагоги работают с огромной нагрузкой, не имея возможности уделить достаточно времени каждому ученику. Отсутствие современных учебных материалов и технологий также влияет на качество образования. Всё это создаёт порочный круг: низкое качество образования приводит к низкой конкурентоспособности выпускников, что в свою очередь отражается на экономическом развитии страны.
Решение этой проблемы требует комплексного подхода, включающего увеличение финансирования, совершенствование системы подготовки педагогов, создание равных условий для получения качественного образования как в городах, так и в сельской местности.
Нужно также уделить особое внимание развитию дошкольного образования, что является ключевым фактором для успешного обучения в школе и дальнейшего развития ребёнка. И, конечно, необходимо изменить систему оценки результатов, отказавшись от искажения статистики и сосредоточившись на реальном повышении качества образования.

Юлия ЛИЛИЕНТАЛЬ.

Фото www.