Ущелье Алмалы в Кыргызстане — дом для уникальных ореховых и яблоневых лесов. Но эти вековые деревья, пережившие сотни зим, теперь столкнулись с главной угрозой — человеком, который медленно убивает уникальную экосистему. Спасение возможно, но для этого нужны срочные меры.

Грецкие орехи очень полезны.

Ущелье Алмалы — Яблоневое расположено всего в паре километров от села Сосновка Жайылского района. Местные жители называют его на свой манер — «Яблунёвое», с ударением на третьем слоге. Здесь, на склонах гор, раскинулись уникальные леса, состоящие из дикорастущей яблони, боярышника, шиповника и грецкого ореха. Уникальны они тем, что были высажены местными жителями в 30-х годах XX века.

Экологи рассказывают, что в ореховых и яблоневых лесах самое разнообразное лесное население. В дуплах старых яблонь, в кронах ореховых деревьев, в кустах и на земле селятся синицы, мухоловки, дрозды, дятлы, пеночки, овсянки и сорокопуты. Весной их многоголосое пение раздается повсюду. Плодами яблони и грецкого ореха кормятся не только мелкие грызуны, но и барсуки, дикобразы, кабаны, косули.

В августе, освободившись от околоплодной оболочки, грецкие орехи осыпаются, устилая землю сплошным ковром. Сезон сбора орехов начинается осенью. В это время местные жители начинают собирать урожай. Один из них, 52-летний житель города Кара-Балта Виктор Речкалов, в течение 20 лет ходит в горы, как он сам говорит, «по орехи».

Поздней осенью орехи в лесу можно собирать как грибы.

— У меня есть свои излюбленные места в ущелье Алмалы. Обычно я отправляюсь «по орехи» туда поздней осенью. К сожалению, еще в конце лета в ореховые леса устремляется масса людей. Все они спешат сорвать орехи. При этом орехи стряхиваются с деревьев недозрелыми. Об этом свидетельствуют кучи гниющей шелухи, остающейся после того, как с орехов снимут зеленую мягкую оболочку. У созревших орехов она легко отделяется сама. Сборщики в погоне за наживой, ведь килограмм орехов на базаре стоит от 70 до 150 сомов, ломают ветки и сами деревья. Но биологи считают, что созревший грецкий орех должен упасть на землю сам, сорванный же незрелым не обладает всеми полезными свойствами. Поэтому я собираю орехи как грибы только тогда, когда они упадут на землю, — поделился Виктор Иванович.

По его словам, орехи, падая, скатываются по склону, собираясь в ямках под корнями, иногда целыми кучками. Можно ходить, вороша листья палкой, искать кладовые, где природа приготовила маленькое чудо — грецкий орех. За несколько часов поиска можно найти десятки килограммов орехов. Однако за орехами также охотится вся горная живность, начиная от крохотной мышки, заканчивая косулей и кабаном.

Ореховый лес в ущелье Алмалы.

Ядро грецкого ореха обладает приятным вкусом, а по своей питательности в три раза превосходит пшеничный хлеб, в семь раз – картофель, в десять раз — коровье молоко. В ядре ореха содержится до 70% жиров, до 30% белков и сахаров, витамины А, В и С. Средний урожай грецкого ореха может составлять 300 кг с одного гектара. В урожайные годы такое же количество орехов можно снять с одного свободно растущего дерева, так что орехов хватает на всех, даже после стихийных сборщиков.

«Несмотря на то, что грецкие орехи очень полезны, они весьма калорийны, поэтому употреблять их следует в умеренных количествах. Рекомендуемая доза около 30 граммов в день, что эквивалентно примерно трем ядрышкам», — сообщила специалист-биолог Ирина Стежко.

Полезны и используются не только плоды. Околоплодник, кора, листья грецкого ореха содержат до 25% дубильных веществ, используемых для выделки кож и окраски тканей в коричневые и черный цвета. Большим спросом пользуется ореховая древесина — ценнейший материал для отделочных работ и изготовления мебели. Но и этим не ограничивается многообразная полезность грецкого ореха в быту человека. Велика ценность грецкого ореха для озеленения, потому что он отличается большой долговечностью по сравнению с другими породами деревьев. В природе и городских посадках Кыргызстана встречаются экземпляры 300-летнего возраста.

Старожил города Кара-Балта Бейшенби Асанбаевич Акчеев, 76 лет, много лет подряд борется за сохранение ореховых лесов — зеленого наследия Кыргызстана. Он предлагает массово высаживать саженцы ореховых деревьев по разработанной им технологии. Энтузиаст неоднократно обращался с предложениями по озеленению к администрации Жайылского района и руководству города Кара-Балта, но его предложения пока остаются без поддержки.

Лесник Максатбек Сулайманов запрещает разводить костры в ореховом лесу.

— Разработав собственную методику я пробовал высаживать орехи. Из ста посадок взошли 85 саженцев. И себестоимость саженца одного ореха составила менее одного сома. Сама технология посадки очень проста и доступна каждому жителю Кыргызстана. Мы можем вырастить целые ореховые леса. Орех живет сотни лет, и посаженные нами деревья послужат нашим правнукам, — считает Бейшенби Асанбаевич.

Есть еще один – самый уникальный и дорогостоящий продукт ореховых лесов. Это ореховый кап, представляющий собой наросты на стволе дерева, главным образом расположенные в комлевой части дерева. Древесина капа растет в 1,5 — 3 раза быстрее обычной, но гораздо тяжелее и тверже ее. Настолько тверже, что служит материалом не только для мелких столярных работ, но и для токарных изделий. Кап образуется не только на ореховых — на любых лиственных деревьях. Но ореховый ценится более всего, достигая двух метров в диаметре, а также имеет на срезах красивый рисунок. Кроме Центральной Азии, кап встречается в некоторых местах Закавказья и то редко. На рынке стоимость капа сильно варьируется. Чтобы получить точную цену, необходимо учитывать множество факторов, таких как качество, размер и рыночный спрос. К примеру, в 2019 году 600 килограммов капа стоил почти 100000 сомов. Сегодня добыча капа в Кыргызстане запрещена, но искушение велико. И это следующая угроза ореховым лесам.

Более сильной угрозой, чем человеческая алчность, является огонь. Лесник Максатбек Сулайманов, двадцать лет охраняющий этот горный край, поделился наболевшим:

— Самый главный враг горных лесов – огонь. Поэтому и самая главная проблема — безответственное отношение людей к огню. Туристы, пастухи, отдыхающие разводят костры, бросают непогашенные окурки.

Неменьшие проблемы доставляют домашние животные. Выпас скота в ущелье запрещен, но кто уследит, когда в жаркие дни стада устремляются под тень громадных деревьев? За лето весь подножный слой становится как каменный, и молодая ореховая поросль безжалостно уничтожается. Поэтому сегодня состояние орехового леса в ущелье Алмалы вызывает тревогу. Варварское отношение и жадность, пасущийся скот не дают ореховым деревьям воспроизводиться, приносить обильный урожай и разрастаться.

Ученые предлагают решение проблемы. Заведующий лабораторией древесных и кустарниковых растений Ботанического сада имени Э.Гареева НАН КР Арстанбек Кулиев считает, что для спасения уникального природного достояния – ореховых лесов — нужно на 5 лет ограничить сбор орехов.

Но пока ученые спорят и предлагают решения, ущелье Алмалы на распутье — между благодарной памятью и безжалостным забвением. Между опытом Виктора Речкалова, бережно собирающего орехи, и рублем сборщика, ломающего ветви. Между мечтой Бейшенби Акчеева, в чьих руках прорастают леса для правнуков, и равнодушием тех, кто не видит дальше собственного кармана. Сквозь шум листвы уже проступает тихий стон земли — вытоптанной, обожженной, истерзанной. Но пока корни держатся за склоны, а в кронах зреют орехи, есть надежда. Надежда, что мы одумаемся. Что перестанем быть угрозой и станем, наконец, частью этого леса — не хозяевами, а хранителями. Чтобы через сто лет не только легенды рассказывали о золоте, что когда-то росло на деревьях, а дети могли сами прийти в тень его ветвей и услышать ту самую древнюю, как мир, сказку.

Максим КЛИМЕНКО.

Фото автора.