Неоспоримым остаётся тот факт, что в сердцах и памяти кыргызстанцев навсегда останутся героические подвиги воинов, ценой своих жизней отстоявших свободу многих народов. И сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий — им всенародная память и вечная благодарность!

Махамат Амантаев.

23 февраля 1944 года в концлагере Дахау были замучены и сожжены в крематории 33 советских летчика. Среди них был Махамат Амантаев 1922 года рождения, уроженец города Токмок. По сохранившемуся у его родственников извещению, он пропал без вести 2 августа 1943 года, будучи летчиком 366-го отдельного разведывательного авиаполка.

Впервые о 33-х летчиках-героях, сожженых в концлагере Дахау, в газете «Известия» (№242 от 14 декабря 1945 г.) написал известный кинорежиссер Роман Кармен в статье «Палачи Дахау». В статье было указано всего несколько фамилий.

Узник концлагеря Дахау Ятченко Н.Ф. в своих воспоминаниях «По ту сторону жизни» и «Не должно повториться» пишет о 33-х летчиках-героях. Он создал у себя во дворе, в городе Бежецк (Россия) «Сад памяти сердца», где одна из экспозиций «Журавли» посвящена памяти 33-х летчиков, героически павших в своем последнем неравном бою с фашистами.

Еще один узник Дахау, башкирский писатель Вали Бикташев в своей книге «Мы старше своей смерти» посвятил рассказ летчикам, который так и назывался — «33 богатыря». Вот что происходило в те дни войны: в городе Лодзь (Польша) фашисты собрали большую группу пленных советских летчиков. Они пытались бежать из лагеря, подготовив подкоп. Но подкоп обнаружила охрана. После пыток и издевательств 100 летчиков-военнопленных были отправлены поездом вглубь Германии — в концлагерь Дахау. По дороге, скованные попарно наручниками, они набросились на конвой и смогли его уничтожить. У них был дерзкий план — выбраться из поезда, добраться до фашистского аэродрома, захватить самолет и вернуться на Родину. Но в пяти километрах от аэродрома Шлясгейм их настигли фашисты. В живых остались 33 летчика, доставленных в лагерь смерти Дахау. Позже, по воспоминаниям узников Дахау, там была установлена картина их последнего боя.

Сразу же по прибытии в Дахау летчиков поместили в барак смертников номер 27. Пытки и издевательства продолжались до самого дня казни, назначенного на 23 февраля 1944 года, в день Красной Армии. В этот день фашисты повели их на расстрел к печам крематория. Страшно измученные и закованные в наручники, поддерживая ослабевших, они выровняли на своем последнем пути воинский строй и, проходя возле бараков, где находились советские военнопленные, запели «Интернационал»: «Это есть наш последний и решительный бой…»

Но перед самым расстрелом лагерные палачи объявили летчикам «личное помилование фюрера», что расстреляют только коммунистов. Не коммунисты должны были сделать 3 шага вперед. Но из строя ни один не вышел. Тогда гитлеровцы дали на раздумье 30 секунд. Когда часы палача отсчитывали последние секунды, раздалась последняя команда узника Петра Фомина: «Бей!» Израненные герои кинулись на палачей, уничтожив троих из них. В неравной схватке все герои погибли. С быстротой молнии весть о подвиге непобежденных советских летчиков облетела лагерные бараки. И через год с небольшим весь лагерь Дахау восстал, обретя собственными силами свободу.

По крупицам восстановлена из архивных документов, из воспоминаний свидетелей эта страница нашей истории. Годы кропотливых поисков понадобились историкам, ветеранам войны, узникам фашистских лагерей и красным следопытам.

Своим рассказом я хочу в канун 80-летия Великой Победы над фашизмом напомнить современной молодежи, что их ровесники, такие как Махамат Амантаев и его товарищи, сожжённые в концлагере Дахау, преданные Родине, народу, не изменили своим идеалам, не склонили головы перед фашистами, несмотря на жестокие пытки и издевательства.

Вот имена 33-х летчиков — героев Великой Отечественной войны: Аксютин Андрей, Алексеев Алексей, Амаршанов Иван, Атамасов Константин, Баратов Талип, Богомолов Иван, Волков Владимир, Галкин Николай, Говенко Алексей, Диматин Николай, Дюнов Анатолий, Игнатьев Виктор, Ишимский Константин, Комлев Леонид, Коптев Николай, Кормилицын Илья, Костенко Леонид, Лобанов Дмитрий, Матвеев Георгий, Никонов Михаил, Рощинский Алексей, Павлов Василий, Седов Николай, Селютин Николай, Семибратов Григорий, Сенков Петр, Ситников Дмитрий, Смирнов Павел, Славин Юрий, Токарев Василий, Смышляев Виталий, Фомин Петр, а также наш земляк – житель Токмока Амантаев Махамат.

Родители Махамата Амантаева до самой смерти не верили в гибель сына и надеялись, что он обязательно вернется живым. Мать не дождалась сына — умерла в 1965 году, похоронена в Токмоке. Отец умер в 1966 году, похоронен в Кара-Балте. Старший брат Тургунбай, прошедший войну, плен, советский лагерь, умер в 1998 году и похоронен в с. Булак-Соготту Иссык-Кульской области.

Максим КЛИМЕНКО.

Фото из исторических архивов.

Подготовлено при поддержке фонда «Русский мир» https://russkiymir.ru/