Вопрос этот вечный, он на все времена. Ответ искали всегда и, вроде бы, нашли на Западе в виде «демократии прав человека». Создали даже «образец», но он привел в 21 веке к гей-парадам и смене полов детей. Привел к оголтелой русофобии и возродил фашизм. Получилось то, что известный американский политолог Фрэнсис Фукуяма обозначил «концом истории». Но он имел в виду другой конец. Он ожидал, что после распада СССР мир получит торжество демократии и человечество придет к концу своего развития, так как не будет уже никаких конфликтов. Глупая, однако, теория. Ведь всякое развитие идет через конфликты.
Сегодня этот автор японского происхождения впал в истерику от того, что Украина терпит крах, потому что от нее отвернулась Америка. Если бы Киев победил, то он был бы в восторге. Победы над СССР он дождался, теперь ждет победы над Россией. Не дождется. Концы у него не сходятся. Это называется «эффект разбитого корыта». Родина ведь начинается не с этого. Украина при Зеленском начала собирать обломки того «корыта», которые остались от нацистов и фашистов. История такого не прощает.
Родина начинается с родного букваря. У русских детей, живущих на Украине, отобрали этот букварь насильно, заменив его на не родной. Русские области Украины не смирились с диктатурой и попросили для себя автономии (такое в мире практикуется), в ответ с ними начали войну на унич-тожение. Украинская армия использует против граждан методику фашистов. «Аллея ангелов» (это кладбище детей) появилось не в Киеве, а в Донбассе. Разрушены жилые дома мирных жителей. И это для Запада есть «борьба украинцев за демократию». В их глазах Зеленский «борец за справедливость в мире» и «отважный защитник Европы». Но для адекватного мира он «фюрер», а у правителей Европы наблюдается синдром Наполеона и Гитлера. У них генетический страх перед Россией, им чудится, что она вот-вот повторит свой исторический триумф в Париже (в начале 19 века) и в Берлине (в середине 20 века). Им чудится, что как только она «рассчитается» с Украиной, то тут же «ринется» к ним. С какой стати, спрашивается? Ни с какой, просто это синдром от их предков-фашистов. Это сюжет произведения Чехова «Палата №6». Они запрещают все русское, взрывают газопроводы, у них лютая ненависть к России, от которой всегда имели экономическую пользу. Такую историю (точнее, истерику) они сами именуют выражением «прострелить себе ногу». Они уже себе «обе ноги» прострелили своими санкциями и запретами.
Родина начинается не с запретов, а с доброты. Два языка – это два крыла. С одним крылом лететь невозможно. Это к вопросу о запрете русского языка на территории Украины. Это к вопросу о «выпячивании» национального языка. В Кыргызстане есть Нацкомиссия по госязыку. В этом году она выступила с требованием проводить обучение в вузах страны исключительно на кыргызском языке. Это озвучил на пресс-конференции председатель данной комиссии. Университетских учебников по медицине, юриспруденции, физике, математике, экономике и по всем другим ключевым предметам на кыргызском языке нет, а вот «требование» есть. Это головотяпство. Председатель комиссии не Папа Римский, чтобы требовать такое, он может предлагать и призывать, если для этого есть основания. Но оснований нет. Сегодня он требует обучать только на кыргызском, завтра потребует не читать ничего на русском, а потом запретить петь на английском. В истории таких вот «блюстителей» именуют «унтером Пришибеевым».
И это уже у нас раньше было. В 90-е годы ура-патриоты (у русских их зовут «квасные патриоты», у кыргызов «жарма-патриоттор», что идентично) запретили использовать слова, которые являются «не кыргызскими». Они требовали озвучивать их на родном языке. И вот стали следовать такому угару национализма. Спрашиваете, в чем это проявилось? Вот факты: радио стало «уналгы», телевидение — «сыналгы», калоши стали «суубаскыч» (в переводе на русский «мокроступы»), тротуар «басмажай» (в переводе «ходильня»), галстук «мойюн орогуч» (в переводе «нашейник»). Русские эквиваленты дают по той причине, что в 18 веке такой же угар был и в России, когда иностранное стали называть по-русски – такую тенденцию обозначили термином «славянофилия». Но затем все слова (немецкие и французские) вернулись к прежнему звучанию.
«Кыргызофилы» у нас появились в 90-х годах (после обретения страной национального суверенитета). Директора стали называть мудуром, а вот профессор стал мударисом, самолет стал учаком, вертолет тик учаком. Но потом (довольно быстро) все вернулось назад, потому как язык сам себя регулирует, он отбрасывает все вычурное и оставляет нужное (он ставит всех «мудаков» на место). И фамилии в те годы кыргызы стали изменять по старой мерке. Перешли на «уулу» (что означает «сын»). Раньше так обозначали родство, указывая имя отца. Иногда указывали имя и деда через приставку «тегин». Например, главный в те годы правозащитник Топчубек Тургуналиев стал свои статьи подписывать так — Топчубек Тургуналы уулу Кожомберди тегин. Это же неудобно, надо ведь запоминать аж пять слов вместо двух. Но потом он сам быстро вернулся к прежнему обозачению себя. В старой России такое тоже было – Иван Петров сын. Но в 90-е годы русские не экспериментировали с ретроименами. Никогда не делали так.
У кыргызов же в 2025 году снова начали чудить. Спикер Жогорку Кенеша Нурланбек Шакиев решил изменить свои «позывные», заявив, что теперь он Нурлан Тургунбек уулу. Депутаты под его руководством создали документ с тем, чтобы давать (как они отметили) «настоящие кыргызские фамилии». Конечно, спикер может делать с собой всё, что его душе угодно, он может записать себя даже с арабской приставкой «ибн». Но навязывать это всему народу через законопроект — не может, такая инициатива является ущербной. Она выходит за рамки. Изменить флаг, герб, гимн депутаты могут (они это уже делают), но фамилия гражданина это же не символика страны, это же не атрибут государства. Хранить имя предка, от которого началась твоя родословная, это святое дело. Потомки Раззакова или Ташиева разве станут менять свои фамилии? Не станут (я так думаю). Потомки Романова или Путина тоже не будут (это однозначно).
Есть предел ура-патриотизму, есть здравый смысл и элементарная логика, от которой иногда мои сородичи уходят в сторону. Вот пример: вице-спикер Жогорку Кенеша Нурбек Сыдыгалиев предложил заменить памятник Ленину на статую Усубалиева. Я предложил своим студентам-журналистам обсудить такую инициативу. Большинство промолчало (это девушки), ожидая, что скажут юноши (это 1 курс, им по 18 лет). Один сказал, что так делать нельзя, другой возразил: мол, Ленина надо убрать оттуда, потому что он не кыргыз, что надо ставить памятники только своим. Так возникла дискуссия, подключились уже и девочки. Разделились на две группы. Закипели страсти. В итоге пришли к тому, что Ленина надо оставить на месте, а памятник Усубалиеву поставить рядом. Не в притык, но поближе, чтобы они смотрелись как учитель и ученик.
На этом закончили спор, но я поставлю этот вопрос еще раз (в конце учебного года). Надо узнать их мнение о других нетитульных памятниках. Например, генералу Панфилову, мол, он же русский. Среднюю школу его имени (в Бишкеке) в суверенные годы заменили именем директора этой школы (она была «титульной»), но потом «одумались» и вернули имя легендарного генерала. Замена та была не самой умной. Но нет гарантии, что подобное не повторится, что не появятся очередные инициаторы, которые потребуют заменить памятники Скрябину, Юдахину и другим «некыргызам». Один наш «патриот» опубликовал в газете статью, где призывал сородичей никогда не жениться на «некыргызках». Почему так? Объяснил, что кыргызы произошли от льва (оказывается, один иранский шах назвал их образно «львами Азии», а наш писатель понял это буквально), по этой причине если кыргыз женится на, допустим, татарке (что встречается часто), то он утратит свою львиную породу. Чтобы сохранить породу, не надо смешивать кровь с инородными невестами. Если смешают, то дети от такой смеси станут или полульвами, или полушакалами (именно такое сравнение употребил это автор).
На такой «шедевр» я не мог промолчать, поэтому ответил ему через газету. Спросил его публично, а как же быть с Чынгызом Айтматовым и Булатом Минжилкиевым, которые родились от матерей-татарок, как же он их назовет? Расул Гамзатов назвал Айтматова так – «мой именитый полу-европеец, мой знаменитый полу-азиат». Это не подходит к теории «льва». Журналист Сабыр Мукамбетов (кличка Карышкыр, что значит Волчара) ответил писателю в сакрастическом стиле. Объяснил, что кыргызы произошли не от «львов», а от «волка» и «оленихи», что кыргызы не из породы кошачьих (лев относится именно к этой породе), поэтому они никогда не мяукают, а вот автор статьи явно «мяукнул». Больше эту тему не поднимали.
Памятники не меняют. Древние мумии в землю не закапывают (у нас это сделали в 2017 году) – вынесли из Исторического музея мумию и закопали в Баткенской области, где ее в советское время нашли археологи. Никто в мире подобных закопок не делает. И памятники в нормальных государствах не сносят. Украина снесла памятники героям Великой Отечественной войны. Вместо них поставили статуи тех, кто был в годы войны не защитником родной земли, а пособником Гитлера. В итоге возродили «рейх», продолжив эстафету Гитлера. Даже свастику накололи на свои тела. Так далеко зашли в своем дурмане. Начинали с запрета русского языка и требования учить только украинский. С этого Родина не начинается.
Родина начинается с картинки в твоем букваре, начинается с верного товарища, живущего в соседнем дворе. Она начинается с той песни, которую мать пела на твоем родном языке. И песня эта такая добрая и благородная. И на таком фоне вырастет мальчик, который не скажет тебе «это мой двор, ты сюда не ходи, убирайся на свою землю». С таких слов начинается не Родина, а нацизм, который переходит в фашизм. У народа, который не может преодолеть такой фон, появляется вождь, который похож на «фюрера» как его ксеропокия.
До 21 века мы полагали, что фашизм уже далекое и невозвратное прошлое, что это эпоха сугубо Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини. Теперь видно, что это не прошлое, что это явление возвратное, что оно настоящее в конкретном лице, в живой плоти. Это теперь уже как синдром, что может проявиться и в других местах. Он уже связан и с нашей кыргызской землей, где появились фанаты Зеленского.
Но поговорим об этом отдельно.
Кубан МАМБЕТАЛИЕВ.
Фото www.