Депутаты Жогорку Кенеша в первом чтении одобрили законопроект, который позволит пополнить Дорожный фонд, созданный при Министерстве транспорта. Просто очень нужны деньги на ремонт и содержание дорог, а взять их просто неоткуда. Осталось только пощипать чуть-чуть автовладельцев. Поэтому решили законодательно ввести три новых вида сборов.

Первый так прямо и назвали — «сбор на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования». Многие владельцы авто наивно считают, что на это должны идти деньги с налога, который они ежегодно платят за свою машину. Но чиновники, ответственные за бюджет, этого мнения не разделяют. У них и так есть слишком много статей, куда требуется направлять финансы. Поэтому средства на ремонт и содержание дорог будут взыматься с каждого литра ГСМ при розничной торговле на автозаправочных станциях. Авторы придумки отмечают, что в этом случае будет действовать справедливый принцип — «кто больше ездит-тот больше платит». Главное, что в результате все будут пользоваться качественными дорогами. Конечно же, чтобы не думали, что наши дорожники самые хитрые, авторы законопроекта ссылаются на опыт других стран, где внедрена практика сбора на топливо — это есть в Казахстане, Беларуси, Азербайджане, Грузии и в других государствах.

Вводятся также «утилизационные сборы». Один за переработку автомобильных шин, второй за утилизацию пришедших в негодность компонентов транспортных средств и отработанных масел.

Необходимость принятия законопроекта в Минтрансе объясняют просто — у фонда недостаточно средств для приведения дорог страны в соответствие с международными стандартами. А это, как отмечают, дорого. По подсчетам специалистов ведомства, ежегодно требуется на дорожное строительство примерно десять миллиардов сомов. Если предлагаемый закон примут окончательно, то все собранные деньги сначала будут направляться в республиканский бюджет, а уже потом, как надеются в министерстве, Минфин перенаправит их в Дорожный фонд. Если, конечно, этому ничто не помешает.

В соответствии с положением о Дорожном фонде, его средства аккумулируются в республиканском бюджете. Они носят целевой характер и специальное назначение. В настоящее время кошелёк фонда пополняется половиной стоимости акцизов на ГСМ, сборами и штрафами, связанными с дорогами и транспортом (регистрация, пропуск, взвешивание, проезд по искусственным сооружениям), ассигнованиями из республиканского бюджета. Всего выходит около двух миллиардов сомов. Заметим, что из 34 тысяч километров автомобильных дорог, имеющихся сейчас в Кыргызстане, в ведении Минтранса насчитывается около двадцати тысяч километров. Поэтому на один метр дорог приходится примерно 100 сомов, что, как написали транспортники, «является ничтожно малым для надлежащего их содержания». А хотят иметь хотя бы в пять раз больше.

Так на сколько же нужно повысить стоимость бензина, чтобы нефтетрейдерам было что отдавать в Дорожный фонд? Служба антимонопольного регулирования сообщила, что среднесуточное потребление бензина в Кыргызстане составляет 1 781 тонну, дизельного топлива -1 507 тонн. Общее потребление ГСМ в стране составляет 3,3 тысячи тонн в сутки. Если Минтрансу нужно собрать порядка восьми миллиардов сомов к тем двум, которые в Дорожный фонд уже попадают, то стоимость литра горючего следует повысить примерно на восемь сомов. Тут уж водители сами могут прикинуть насколько дороже станут их поездки по, как они могут надеяться, улучшенным трассам. Правда, эта цифра снизится, если на «помощь» придут деньги от утилизации.

 

P.S. Государственная налоговая служба, решившая внедрить обязательную маркировку топлива, сообщила, что Служба антимонопольного регулирования 2 октября этого года утвердила стоимость услуги по маркировке топлива. Она составит 37 тыйынов за один литр. Фискалы подчёркивают: «Внедрение системы маркировки топлива не влечет за собой повышения налоговых ставок или введение новых налогов. Основная цель этого новшества-обеспечение легального оборота ГСМ». Цель благая. Но платить за неё опять же будут потребители.

Александр НИКСДОРФ.

Фото www.