Президент С. Жапаровдун сөзү (оригинал):
«Өзбекстанга барып, абдан уялдым. Өндурүш жагы астыга кетиптир. Булар самолет чыгарып атышат. Биз болсо, тиш чукугучтарды чыгаралбай атабыз. 30-жылдан бери митинг менен алек болуп, артта калдык».
Слова президента С. Жапарова после поездки в Ташкент (перевод):
«Был в Узбекистане, мне стало стыдно. Промышленность у них ушла далеко вперед. Они выпускают самолеты. А мы не можем выпускать даже зубочистки. 30 лет проводим только митинги и остались позади».
В таком случае пошлите туда специалистов, чтобы научились у них. В чем дело? Они свое государственное достояние не передали в дар акционерам. Пусть научатся у них тому, как можно и нужно добывать золото из недр. Пусть изучат. Это называется «обмен опытом». В сфере золотодобычи у них нет акционерных обществ. Узбекистан входит в число стран-лидеров по запасам государственного золота. 17-е место в мире. 400 тысяч тонн хранится сейчас в государственном банке Ташкента. Государственное предприятие копает золото, государственный завод проводит аффинаж, после чего продукция поступает в государственную казну. Надо учиться у них. Иначе не сможем построить даже «завод по выпуску зубочисток». Но мы не хотели учиться лучшим образцам, которые внедрили соседи. Газетам запрещали сравнивать нас с узбеками. Эксперта, который писал об опыте Узбекистана, при третьем президенте посадили в тюрьму, обвинив за «связь» с Ташкентом.
В Андижане Узбекистан выпускает уже своими силами автомобили. Завод был построен корейцами, они отработали в качестве инвестора строго определенный срок, затем ушли. Завод с собой не забрали, все осталось на месте. Эти корейцы сначала пришли к нам, но их наша власть «отпугнула». И золотодобывающая британская компания «Оксус» сначала пришла к нам, даже успела построить фабрику, но их в нужный момент тоже «отпугнули». Они ушли в Узбекистан, где отработали как инвестор строго определенный срок. Президент Каримов создавал совместные предприятия, а не акционерные общества. В этом его отличие от кыргызских «вождей». Мы, как говорят славяне, «остались с носом». Теперь сокрушаемся, что не можем построить завод по выпуску даже «шурупов». Стыдно.
Не надо видеть причину наших «неудач» в том, что мы чрезмерно заняты митингами. Они были и будут. Дело не в них, а в управлении страной. «Любителей митингов» мы посадили в тюрьму. И что, это дало нам возможность построить «завод по зубочисткам»? Нет. Митинги имели место в секторе гражданского общества, а не в секторе промышленности. Суть не в этом, она в том, что мы создали «акционерное общество» и передали ему национальные недра, чтобы инвестор добывал там полезные ископаемые до «полного истощения их запасов». Именно вот так («до истощения запасов») записано в нашем действующем законе «О недрах», который был принят в 2012 году. Закон принят при третьем президенте страны. Стыдно.
Ругать «зеркало» не надо, когда «власть» крива. Причина наших неудач не в митингах, а в правителях, которые выбирают не свою «страну», а свою «семью». А Ислам Каримов выбрал страну, потому и обеспечил Узбекистану процветание. Нашего первого президента он назвал «лаборантом», с которого и пошла модель ущербного для страны сотрудничества с инвестором по схеме «бусы за недра». Такую схему в мире изжили в 20 веке, мы вернули ее в 21 веке. Стыдно и больно.
Если в обмен на «100 миллионов долларов» мы отдаем им «1 миллиард долларов», то это и есть «бусы за недра». В цифрах это значит «90 на 10», где 90% прибыли от золота идет инвестору, а 10% идет стране. Четверть века мы получали за Кумтор именно столько (десять процентов). В совместных предприятиях делится добытая продукция в пропорции 50 на 50. Образец, как надо работать с инвестором в постсоветский период, показали Гейдар Алиев в Баку и Ислам Каримов в Ташкенте. Они создавали не «акционерные общества», а совместные предприятия. Добились весомых успехов. Надо отметить это сто раз — они делили с инвестором продукцию пополам. А мы начихали на такой «опыт». Команда кыргызских президентов твердила, что «совместное предприятие» — это для нас «страшное зло», а «акционерное общество» есть «всемерное благо». Ушлые льстецы оказались «страшнее пистолета». Получилось так, что «акционерные благодетели» лишили страну «национальных благ». Стыдно и печально.
Пятый президент Садыр Жапаров первым сделал шаг в сторону здравого смысла — он избавил страну от канадского инвестора. Он ушёл, но взамен за это его «избавили» от штрафа в миллиарды долларов за ущерб экологии. Нужно сделать второй шаг — избавить страну от «акционерных обществ» в сфере золотодобычи. Это важнее, чем битва с «митингами».
Кубан МАМБЕТАЛИЕВ.