Суровый карабалтинский мужчина, работая с металлом, пишет трепетные лирические и детские стихи.

Зовут его Геннадий Петрович Гулько. Он токарь 6 разряда, и, хотя уже давно на пенсии, продолжает работать и уже 54 года под его умелыми руками металл принимает нужную ему форму.

Профессия токаря не из легких, но она также и творческая. В работе на станке, когда нужно выточить деталь, хаоса нет, все должно быть выверено, аккуратно, четко по чертежам.

Мастер считает, что обучение на токаря сродни обучению в вузе. Чтобы стать токарем, необходимо обучаться не менее 5 лет, чтобы молодой мастер сам мог мыслить и работать без подсказки. А чтобы стать хорошим токарем — еще и всю жизнь посвятить этой профессии. Инструментов должно быть в 3 раза больше, чем у хирурга, иначе ничего не получится.

— У меня были ученики, но многие не выдержали, сказали, что эта работа не для них. И со мной сколько ребят учились, но из них только 2-3 работают по специальности, остальные бросили.

Я после армии приехал в Киргизию. Окончил училище. И профессия эта пришлась мне по душе. Начинал работать на ремонтно-механическом заводе в Кара-Балте — 2 года, работал в Степногорске, на заводе игрушек в Кара-Балте — 20 лет, немного на заводе строительных изделий, на авторемонтном заводе -10 лет. В лихие 90-е пришлось даже ездить вахтовым методом на Сахалин. И по сей день работаю и постоянно учусь, ведь работа разнообразная, люди все время обращаются и просят выточить разные детали. Многие даже не могут объяснить, какая деталь им нужна. С их слов делаю чертеж, потом вытачиваю. Работа требует дотошности, иначе ничего не получится, — рассказал Геннадий Петрович.

А в перерывах между работой на станке Геннадий Гулько занимается творчеством. Сначала делает наброски на бумаге, потом их дополняет, изменяет, переписывает. Из слов появляются строчки, из строчек четверостишия, из четверостиший нежные и трогательные стихотворения.

Образы для своих произведений поэт встречает в жизни. Брошенная на снег роза, мягко падающий снег, дождь, с грохотом бьющий в форточку, белые кучевые облака, встреча с приятным человеком — он видит красоту в простом, которая и рождает стихотворные строчки.

Истоки своего творчества он видит в детстве. Простой сельский быт и красивейшая природа Калининградской области, где он родился и вырос, а также любовь к книгам, в особенности к русской классике, оказали большое влияние на его поэзию. С детства Геннадий Гулько любил читать книги. Особенно ему нравились сказки про животных. Затем появились любимые писатели — русские классики Куприн, Бунин, Есенин. Так точно они могли подметить все жизненное и выразить потом на бумаге. «Как будто про меня писали», — замечает мастер.

— Книгу своей жизни можешь найти, только читая русских классиков. Их произведения очень современны. Как писал Есенин:

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после…

То есть ничего в этой жизни не меняется. Самое сложное — человеческие взаимоотношения, где мы допускаем наибольшее количество ошибок в течение всей жизни. В книгах все описано, прожито, прочувствовано. Книги учат отличать шелуху, фальшь от настоящего. Там не просто красиво сказано, а доходит до сердца, души, — считает автор.

К своему творчеству Геннадий Гулько относится самокритично: «Настоящий поэт никогда не будет доволен своими произведениями, он будет что-то постоянно переделывать, добавлять, переписывать. Я как «недостойный раб». Мои стихи — оттуда. Это отзвуки великих поэтов. Чем больше читаешь, тем больше сам мыслишь».

Рождение стихотворений — это таинство. Поэзия у автора идет от души.

— Я сначала думал, что это просто. Сел человек за стол, и покатилась строка за строкой. Но, оказывается, это такие душевные муки написать стихотворение. Лучше две смены отработать, чем написать несколько строк. Это только на первый взгляд кажется, что здесь такого: не подходит это слово, поставь другое. Ан нет! Напишешь, а потом проходит день-два, и думаешь, зачем так сделал, нужно по-другому. Творчество — как в роднике вода. Оно бесконечно и не поддается объяснению, — рассказал Геннадий Петрович.

Своими стихами поэт говорит со своими читателями обо всем, что накипело на душе, что ранит его сердце, с нежностью дарит любовь, ясность и простоту своей поэзии всем, кто готов его услышать. Многие из его стихов автобиографичны, другие имеют в своей основе вымышленные образы.

Вот, например, в произведении «Обман лукавый, но прекрасный…» речь идет о косметике и .о том, как мало сейчас естественной красоты, сравнивается человек и природа. Произведение «Отчего дождями плачет май» о выпускниках, прощании со школой, с детством. Стихотворение «Поэт вам сердцем не солжет…» об искренности поэта.

Есть у него стихи о Великой Отечественной войне, войне в Афганистане, работа наложила свой отпечаток в виде произведений об авторемонтном заводе, Карабалтинской ТЭЦ, много стихов для детей. И в каждом его произведении, будь оно написано для детей или взрослых, в конце всегда есть вывод, смысл всего стихотворения.

Но самая любимая тема поэта — лирика. Она глубинная, не каждому понятная и созвучная, самая душещипательная и невысказанная. Это вечная тема. Она-для избранных. Сложности человеческих взаимоотношений автор раскрывает с помощью метафор.

— Думаю, что понятие любви, счастья до сих пор не раскрыто в литературе. Для меня самое главное — предчувствие любви. Многие мои вещи рождены именно этим предчувствием, предвосхищением. Оно важнее и слаще чем то, что как будто уже свершилось, — считает поэт.

Легкая грусть окутывает каждую его строчку, а лиричность, искренность, умноженная на мудрость прожитых лет, доверительный тон и простота создают гармоничность в его общении с читателями.

Творческий итог поэта вылился в сборник «Печальной музы вдохновенье», который Геннадий Гулько выпустил в 2017 году, приурочив к 50-летнему юбилею окончания школы в Калининграде и встрече выпускников. В нем 99 стихотворений. Удивить своих бывших одноклассников удалось. Книги разлетелись по миру. И теперь стихи карабалтинского мастера и поэта читают в разных уголках земного шара.

«А для женщин в весенний праздник 8 Марта я бы хотел пожелать не банальных фраз: «пусть будет счастье», «пусть будет радость»… Мне кажется, женщины им уже не верят. Я хочу пожелать женщинам неизведанного. Знаю, что в каждой из них живет нечто такое, что они никому не раскроют, какая-то безумная мечта… И я хочу, чтобы эти прекрасные грезы сбылись. Я хочу, чтобы женщины могли поверить в то, что я написал, чтобы они прочитали и сказали: «А я верю».

Алина КЛИМЕНКО.

 

Стихи Геннадия Гулько

* * *

О, этот день! В нем нежный звук,

Природы таинство свершится,

Стряхнув оковы зимних вьюг

Вновь сердце жарко будет биться.

Снимает белый саван март,

Капель слезою серебрится,

И вновь весны хмельной азарт

В душе восторженно струится.

Ты вновь мечтой напоена,

Ведь расцветая, страстно манит

Весны грядущей новизна,

Цветком таинственных желаний.

И вновь она потоком чувств

Смывает зимние печали,

И, прикоснувшись жаром уст,

Манит в неведомые дали.

О, эта дата! Нет, не зря

Так мило в сердце постучала

Весенним днем календаря,

В нем неземной любви начало.

В нем для мечты такой уют!

В нем трепет тайного свиданья,

И тонкий аромат прольют

Цветы, рождая в вас желанья.

Так пьем за дерзкую зарю!

К чему нам жизнь тогда иначе!

И за любовь, что вам дарю.

Любовь французскую впридачу.

* * *

О, женщина! Любви созданье

О, женщина! Любви созданье.

Улыбкой трепетной пленя,

Сладчайшей тайной мирозданья

Ты будешь вечной для меня.

Какой источник вдохновенья

В тебе неведомый горит?

Что страсть и боль, и упоенье,

И чувства нежные таит.

И кто создатель тот чудесный,

Кто дал тебе любви мотив?

И шелк волос, и стан прелестный,

И кожи матовый отлив.

Кто дал пленительный и ясный

Взор ослепительных очей?

И голос томный и прекрасный

Кто дал в безмолвии ночей?

Пусть тот о счастии пророчит

Кто лишь тебя боготворит.

И все, что женщина захочет,

Господь исполнить повелит.

О, женщина! Любви созданье,

Загадкой вечною маня

Сладчайшей тайной мирозданья

Ты остаешься для меня.

* * *

Подснежник детства

На пригорке, где стаявший снег,

Мне подснежник, как чудо, явился,

Под весеннего времени бег

Белоснежный цветок распустился.

Ах, подснежник! Весны первоцвет

Сквозь звенящую стужу пробился,

Первый мартовский милый букет

С детства мне навсегда полюбился.

Но давно той весны уже нет.

Только ты в моем сердце остался.

Мой подснежник — любви первоцвет,

На пригорке твой след затерялся.

Я на склоне седеющих лет

Верность сердца ничем не нарушу,

Как подснежник, весны первоцвет,

Распахну тебе нежную душу.

Геннадий ГУЛЬКО.