В Жогорку Кенеше сообщили, что к ним на рассмотрение и, естественно, на утверждение поступил проект закона, которым признаётся утратившим силу другой закон — «Об общественных советах государственных органов».

Проще говоря, чиновники решили, что эти самые советы пора ликвидировать. Видимо, сейчас настало такое время, что уже нет нужды министерствам и ведомствам прислушиваться к общественности. Нынче всё в госорганах стало настолько хорошо, что чужие советы господам с большими портфелями стали не нужны — там все «сами с усами».

Разработали проект закона в Министерстве юстиции, где сообщили, что сделали они это во исполнение поручения зампредкабмина Эдиля Байса- лова. Сам ли бывший активист придумал, что пора избавляться от общественных советов или кто его надоумил, не сообщили. Правда, напомнили, что идея создания этих советов при госорганах появилась в апреле-мае 2010 года. Тогда после известных всем событий был распущен Жогорку Кенеш. Вслед за ним подобная участь постигла и Конституционный суд. Взявшее власть Временное правительство поставило вопрос о надзоре и контроле со стороны народа за работой органов власти. Всё-таки переворот устроил народ, так кому же, как не людям, самим всё контролировать? Сейчас власти утверждают, что советы были временной мерой в условиях «продолжающегося революционного состояния государства». Правда, в самом законе, принятом в 2014 году, никаких оговорок по этому поводу нет.

Скорее всего, тогда политики решили позаигрывать с народом, показав, как ценят мнение людей, без которого просто жить не могут. Но прошло время, и наверху решили, что уже могут. В Минюсте заявили, что раз в стране сформирован Жогорку Кенеш, есть его комитеты и фракции, осуществляющие представительские функции, естественно, «в интересах народа Кыргызстана», то этого предостаточно.

Юристы также напомнили, что в составы общественных советов входят представители некоммерческих организаций, научных кругов, бизнес-ассоциаций, профессиональных и отраслевых союзов, экспертного сообщества из сфер, соприкасающихся с деятельностью госоргана. То есть, «советчики» представляют весьма широкий спектр. В соответствии с действующим пока законом созданные советы участвуют в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов и управленческих решений, рассматривают общественные инициативы, связанные с отраслевым развитием министерства, госкомитета или административного ведомства, разрабатывают предложения, рекомендации по совершенствованию планируемых или принятых ведомствами решений. В общем, суют свой нос во все щели. Правда, решения общественных советов носят лишь рекомендательный характер. А коли прислушиваться к ним совсем не обязательно, значит, как посчитали нынешние чиновники, они никому и не нужны.

Чтобы обосновать ликвидацию советов, в Минюсте отметили, что сейчас у граждан есть масса других возможностей участвовать в работе госорганов. Есть, например, процедура общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов. Правда, они зачастую носят исключительно формальный характер. Также люди могут куда-то вносить предложения и рекомендации. Вроде бы даже говорят, что в составах рабочих групп, комиссий государственных органов, как правило, присутствуют представители гражданского общества. Может быть. Но сравнимо ли это с общественными советами, которые встречались с руководителями ведомств лицом к лицу и при этом поднимали на этих встречах самые разные, в том числе и неприятные для начальников вопросы?

Наверное, именно это и надоело чиновникам? Вот они и решили, что «институт общественных советов госорганов на сегодняшний день является излишним». К тому же в Минюсте прямо заявили, что «они г деятельности общественных советов не дал ощутимых результатов».

Нужно заметить, что ещё в феврале, когда этот законопроект только выставили на официальном сайте кабмина для проведения процедуры общественного обсуждения, представители общественных советов сразу обратились к президенту страны. Они отметили, что на эти советы возложены две важные функции: консультативная, когда даются рекомендации министерствам и ведомствам по улучшению их работы, предлагаются альтернативные пути решения существующих в обществе проблем и достижения общественно-полезных целей, и наблюдательная, когда осуществляется мониторинг за целевым использованием министерствами и ведомствами бюджетных и иных средств, проведением тендеров, конкурсов и других мероприятий.

Одним словом, общественные советы -действенный элемент механизма прозрачности работы, что является одной из эффективных антикоррупционных мер. Тогда же прозвучала просьба, чтобы Садыр Жапаров наложил вето на инициативу Минюста. Судя по всему, реакции на это не последовало. Но в юридическом ведомстве сообщили, что никаких замечаний и предложений по законопроекту на электронный адрес, указанный на официальном сайте кабмина, не поступило. Знать, не туда общественники письмо писали.

Поскольку депутаты парламента должны будут в ближайшие дни решить судьбу общественных советов, им напомнили, в регламенте Жогорку Кенеша прописано, что и сам законодательный орган, и его комитеты, и депутаты «осуществляют взаимодействие и сотрудничество с общественными советами кабмина и подведомственными им органами». Посему думается, что проблем с одобрением законопроекта не возникнет. Ведь депутаты с радостью избавят себя от ненужного им «взаимодействия и сотрудничества». А все антикоррупционные хлопоты пусть берут на себя силовики, а не работающие бесплатно общественники.

Александр НИКСДОРФ.