Президент Сооронбай Жээнбеков на заседании Жогорку Кенеша сказал, что для судебной реформы нужны политическая воля, которая есть, и финансы, которые уже выделены. «В 2019 году мы начали судебную реформу, выделили средства, даже если другие социальные сферы нуждались в финансировании. Финансирование судебной системы увеличилось на 38 процентов», – сказал глава государства. Он отметил, что каждый раз на заседаниях судей говорит о важности роли самих судей в судебной реформе, о том, что они не должны забывать о своем достоинстве, им самим следует начать работать и исправить положение. В первую очередь судьи должны думать о своем человеческом авторитете. Без этого сколько бы средств ни выделяли, судебная реформа не будет успешна.

Глупый вопрос: разве наши судьи не думают о своём авторитете? Ещё как думают! Тем более, что в нашем обществе в авторитете не честность, а деньги. Так уж давно сложилось. Вот служители Фемиды и стараются всеми доступными способами зарабатывать. Пусть даже забывая при этом о честности.

Парламентарии предлагают разрешить приватизировать служебное жилье. Они вспомнили, что законодательство Кыргызстана предусматривает возможность получения жилья как в порядке очередности нуждающихся в улучшении условий, так и в порядке обеспечения сотрудников служебными жилыми помещениями. Ещё, по заявлению депутатов, государство дарит квартиры за особые заслуги, но они служебные, оформить их на себя человек не может. Поэтому законодатели хотят, чтобы те, кому жилье досталось за особые заслуги, могли стать их полноправными хозяевами.

Глупый вопрос: как можно заявлять, что кому-то служебные квартиры дарят? С каких это пор подарком стало считаться чужое имущество? Здесь или подарок, или нет. Да и о ком больше пекутся депутаты, говоря о людях, получающих квартиры за особые заслуги? Не о самих ли себе? Ведь многие из них нынче проживают в служебных квартирах, которые по завершении депутатской деятельности (а этот срок уже подкатывает) надо будет освободить. Однако этого так не хочется, хоть срочно поправки в законы вноси!

Депутат Жогорку Кенеша Марлен Маматалиев на заседании парламентской фракции «Республика – АтаЖурт» предложил в университетах выделить специальные квоты сиротам. Он заявил: «Они же сироты, их родители – государство. Может, уже возьмем эту ответственность? Нужно дать им достойное образование. Ведь есть квоты, которые можно получить. Всем известно, что по определенным квотам в вузы поступают дети чиновников. Необходимо предусмотреть сиротам возможность поступить на учебу в вузы вне конкурса».

Глупый вопрос: в каких документах прописаны квоты для детей чиновников? И на кого они учатся, не сумев набрать достойное количество баллов на ОРТ? Неужели сразу на чиновников? Да и сирот почему сразу нужно определять в университеты вне зависимости от их успехов в школе? Почему бы им не пробовать осваивать рабочие специальности, чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь? Не факт, что даже с каким-нибудь дипломом они найдут работу. Или депутаты считают, что высшее образование – это не проявление способностей к определённому уровню учёбы, а просто социальный подарок?

Депутат Наталья Никитенко заявила: «Если сейчас провести ревизию всех государственных наград, почетных грамот разных ветвей власти, то многим из нас будет стыдно, кому они были выданы. Настолько мы опустили уровень госнаград».

Глупый вопрос: неужели неизвестно, что награды, в основном, выдаются тем, кто сильно просит? А по заслугам ли честь или нет, чиновников, распоряжающихся раздачей орденов и медалей, это волнует не сильно. У них совсем другой интерес. И за это им совсем не стыдно.

Законодатель Аида Исмаилова предложила ужесточить наказание в отношении тех, кто оскорбил или избил медика, педагога или соцработника во время исполнения ими своих служебных обязанностей. Повысить штраф до 80 тысяч сомов и срок лишения свободы до года. Было замечено: «Если нападают на милиционера, то это деяние инкриминируется как тяжкое. Также должно быть и в отношении тех, кто избивает докторов, аптекарей, грубит учителям». Однако в МВД подчеркнули: сотрудник правоохранительных органов – это представитель власти, врачи и учителя к этой категории не относятся. Поэтому с юридической точки зрения вводить дополнительную классификацию в Кодекс о проступках нецелесообразно.

Глупый вопрос: почему бы, действительно, людей, не уважающих ни медиков, ни учителей, не привлекать к повышенной ответственности? Ведь распространившиеся в последнее время на них нападения разнузданных граждан не совсем обычная бытовуха? А может быть, врачей с учителями приравнять к представителям власти, чтобы и милиционеры их тоже стали уважать?

Международный республиканский институт сообщил, что они провели опрос и выяснили, что девяносто процентов кыргызстанцев считают, что в политике должно быть больше молодежи. Говорят, что это выяснили, опросив около полутора тысяч человек.

Глупый вопрос: неужели все респонденты интересуются только политикой или на это их подталкивали интервьюеры? Почему в результате этого опроса не прозвучало, что больше молодёжи должно работать в сельском хозяйстве, на стройках республики, на заводах или фабриках? Или нашим людям сызмальства внушают, что лучше быть политиком и работать языком, чем что-то делать руками?

Депутат АкылбекЖапаров в ходе заседания комитета по экономической и фис­кальной политике повёл разговор, что нужно поставить заслон контрабандным товарам и не допускать их в продажу. Он напомнил, что запрещен импорт товаров в Кыргызстан физическими лицами по патенту – это контрабанда, однако во всех торговых сетях подобное требование не соблюдается. «Сами торговые сети жалуются, что их к этому вынуждают работники правоохранительных и фискальных органов! Минимум полковник заезжает и оставляет товар, где на 5 тонн есть документы, а на 15 тонн нет, – заявил Жапаров. – Торговые сети просят защитить их, так как мало того что завозят товары без разрешительных документов, так и требуют выставлять их на передних местах».

Глупый вопрос: как разбираются между собой конкуренты – фискалы и правоохранители, когда в торговых сетях их интересы сталкиваются? Или существует корпоративная договоренность и зоны торговли по-братски разделены?

Александр НИКСДОРФ.