Она родилась в год Великой Победы. Это был год фронтовиков, которые отстояли Отечество. Родилась в феврале – в мужском месяце. И имя ей дали не простое, оно имеет приставку «мырза», что означает «господин» (мужчин не называют именем «Жаныл», а женщин не называют «мырза»). Так кыргызы обозначили легендарную женщину-воина, которая защитила свою землю от агрессоров. И от девочек, которых называют в ее честь, ожидают особых качеств. Они и стараются соответствовать. Жаныл Туменбаевой это вполне удалось — форма нашла содержание. Трудно представить ее в образе хрупкой дамы с нежным женским именем. Жаныл – это всё что угодно, но только не слабость. От ударов судьбы такие даже не «всхлипнут», преграды не могут их остановить. Крутые мужчины перед такими расступаются.

 

Жаныл Туменбаева.

Госпожу Туменбаеву я увидел воочию в начале 90-х годов. Она была в ранге заместителя председателя Чуйского облсовета народных депутатов. Рослая и статная дама в расцвете лет. Ей было тогда 45. В голову пришла ассоциация с именем «Жаныл-мырза», даже захотел обратиться к ней так, но сдержался. До сих пор сдерживаюсь при беседе с ней. Она никогда и ни перед кем не кичится, в ней нет ни грамма женского кокетства.

Панибратство с ней невозможно, но и отторжения нет, притягивает своей женской искренностью и мужским благородством – такое вот двойное сочетание. Отмечу еще один момент. Я всегда видел и вижу ее в брюках. И на фотографиях она в атрибуте мужского туалета. Хотел всегда спросить, мол, почему так, где же ваше платье? Осмелился озвучить это накануне ее юбилея. Ответила, что платья были на заре молодости, а в зрелости фигура стала «зрелой», потому перешла на брюки. Но они ей, однако, к лицу – ей все идет, такие ни от чего и ни от кого не тускнеют. Результаты у них отменные.

Школу окончила с отличием и поступила в Московский текстильный институт, где получила специальность инженера-технолога (профессия не сугубо женская – станки, оборудование). Потом трудовая деятельность в качестве инженера на Кыргызском камвольно-суконном комбинате, где через два года началась стремительная карьера по номенклатурной лестнице. В 26 лет секретарь комитета комсомола комбината, через год — секретарь столичного горкома комсомола,  через три года — секретарь Президиума Верховного Совета республики (это в 30-летнем возрасте). Через 5 лет — первый секретарь одного из столичных райкомов партии, затем сразу другой столичный райком. Двери высоких кабинетов открывались перед ней как в сказке. И везде (на каждом посту) безупречная работа без сучков и без шлейфов.  В последний год советской эпохи она была министром иностранных дел в ранге заместителя председателя Совмина.

И при новой эпохе была востребована сполна. Такими кадрами ни одна власть не разбрасывается. При первом президенте она председатель Чуйского областного кенеша, мэр города Токмок, заместитель губернатора Джалал-Абадской области, заместитель министра внешней торговли и промышленности. И при втором президенте заместитель министра, директор проектов Всемирного банка, председатель Совета Ассамблеи народа Кыргызстана. В 65 лет вышла на пенсию.

С внуком.

Замуж вышла после института, супруг Жантай Орозбаев был выпускником московского вуза (по специальности автомобилист). Поженились они не в Москве, но там они потом вместе окончили Академию общественных наук при ЦК КПСС, и это была единственная семейная пара в истории Кыргызстана, которая имеет дипломы такой академии в тандеме. Они вырастили троих детей. Муж ушел из жизни в 2000 году в возрасте 58 лет. Их девочки выросли, получили великолепное образование. Старшая Лада окончила экономический факультет МГУ имени Ломоносова (она банкир), средняя дочь получила диплом на юридическом  факультете этого же вуза (она кандидат юридических наук), а младшая дочь Каныкей работает в международной организации. Каждая из них подарила бабушке внука. У нее три наследника. Для дочек она «мама строгих и добрых правил», для которой главный лозунг такой: «белое – есть белое, черное – есть черное», и никаких «полутонов». Детей своих на должности не продвигала. И они никогда не подводили. Таковы плоды просвещенного воспитания.

Дочь Айнура — абсолютная «ксерокопия» своей мамы, даже голос идентичный. Поэтому я ее сразу узнал на улице. Идет молоденький вариант Жаныл Туменбаевой – не мог же я пройти мимо такого «очарования», остановил и сказал утвердительно — «вы дочь Жаныл эжеке». Она удивилась, мол, «как это вы так определили». Ответил, что это же совсем не трудно. Рассмеялась так, как это делает ее знаменитая матушка. Бывает же такая вот «генетика» — думаю, что она «продолжится».

Поздравление от Ассамблеи народа Кыргызстана.

В 1996 году Ж. Туменбаевой присвоили звание «Заслуженный работник промышленности». В 1990 получила дипломатический ранг  Чрезвычайного и Полномочного Посланника СССР первого класса. Награждена медалью «Данк», золотой медалью Международного фонда Мустафы Кемаля. В 2024 получила орден Манаса III степени. Ее послужной список весьма внушительный. Личный вклад в историю страны впечатляет.

Образец работы на государственной службе показывают те, кто ставит для себя в качестве главного лозунга «судьбу страны». Именно такой лозунг во все времена был у Жаныл Туменбаевой – и в советский, и в постсоветский периоды. На ее юбилейном портрете написали слова – «За лучшую судьбу страны буду и сражаться, и молиться». Так она говорила в те ответственные моменты, когда во весь рост отстаивала интересы своего государства.  Днем сражалась, ночью молилась. А рост у нее такой, что выделяется на всех фотографиях. Можно бы сравнить  с королевой, но точнее будет, если с Жанной Д’Арк. В студенческие годы ее так и звали – Жанной (это французское имя созвучно с кыргызским Жаныл и по фонетике, и по контенту).

Глава МИДа Ж. Кулубаев поздравляет с юбилеем.

В Кыргызстане издали Национальную энциклопедию. Начали в 2007 году, завершили в 2016. За 10 лет вышло 9 томов в большом формате. Сюда вошли все знатные люди из отечественной истории, также все значимые персоны из мировой истории. Секретари компартии, депутаты, герои, министры, то есть все, кого принято включать в энциклопедии. Жаныл Туменбаева была трижды депутатом (трех созывов), дважды секретарем райкома, была министром, зампредседателя правительства, секретарем Президиума Верховного Совета, мэром города. Вроде более чем достаточно для энциклопедии, но ее там нет. Странно. Такой парадокс бывает только у кыргызов, которые умудрились при подсчете войска забыть самого Манаса. Счет тогда доверили вести воину Тазбаймату, он оплошал, с тех пор и вошло в обиход понятие «тазбайматство»  (означает феноменальную «забывчивость»).

Но не надо думать, что наши «энциклопедисты» забыли только про Туменбаеву. В девяти томах не нашлось места и трем президентам (в их числе и Атамбаев, при котором писалась эта самая энциклопедия), там нет одного премьер-министра (Т. Сариева, который тоже занимал пост в те годы), нет трех министров, двух генпрокуроров, трех генералов. Это уже полный идиотизм. Такого нет ни в одной другой стране. Теперь надо дополнительно писать целый том, чтобы восполнить пробелы.

На юбилейной встрече в здании МИД  ветеран кыргызской дипломатии Ж.Атабеков предложил ввести новое звание, обозначив так – «общественный и государственный деятель Кыргызстана». И предложил вручить это юбиляру. На фоне существующих заслуженных званий такое станет  вычурным. Она же давно известна стране и как общественный, и как государственный, и как политический деятель. «Масла в масле» не надо. А вот обратиться  к высшему руководству страны с инициативой удостоить ее звания «Кыргыз Республикасынын Баатыры» есть основания.  Жаныл Туменбаева вошла в число легендарных персон нашего Отечества.

Кубан МАМБЕТАЛИЕВ.

Фото из архива Жаныл ТУМЕНБАЕВОЙ.