По дорогам страны уже много лет бегают автомобили с армянскими и абхазскими номерами. Их отличительная особенность — правое расположение руля. Несмотря на давний запрет ввоза в Кыргызстан подобного рода машин, их становится всё больше и больше.
Как заявляют таможенные начальники, въезжать этим авто в общем-то разрешается. Но, и это постоянно подчёркивается, только временно и с обязательным затем выездом из страны. Однако господа, специализирующиеся на поставках в республику подобного транспорта, даже не краснея, утверждают, что они завозят не машины, как кому-то это может показаться, а только кучу запчастей на колёсах. По документам, так, наверное, и есть. Но все прекрасно знают, что машины привозят на продажу.
Удивительные у нас всё- таки люди. Все автолюбители скорее всего слышали о запрете на праворульные авто. Но это многих не останавливает. Они всё равно их покупают. Говорят, что эти машины дешевле. И это главный аргумент в реализации желания «иметь» колеса». Когда им говорят, что их машины вне закона, только машут рукой, благо знают, что законы в стране работают весьма странно. Граждане убеждались, если что-то делать категорически нельзя, то отбрось законопослушание и всё равно делай. Рано или поздно это станет можно. Примечательно, что наплевательское отношению к собственным законам демонстрируют даже депутаты Жогорку Кенеша.
Пока в обществе витали разговоры «можно или нельзя», сотрудники патрульной службы наконец-то начали задерживать автомашины, не прошедшие таможенную очистку. Хозяева машин стали возмущаться. В парламенте заговорили, что обижают людей, а это нехорошо. Поэтому избранники стали настойчиво добиваться легализации ими же запрещенных к эксплуатации машин. Они буквально требуют, чтобы кабмин, вопреки действующим правилам, разрешил регистрацию праворульных автомобилей. При этом законодатели утверждают, что заботятся исключительно о народе.
Здесь впору поинтересоваться, неужели кто-то из парламентариев либо сам причастен к этому незаконному «бизнесу», либо «просто» его лоббирует? Могу быть неправ, но почему-то не верится в чистоту депутатских помыслов.
Отреагировали на недовольство владельцев незаконного авто в Государственной таможенной службе. На своём сайте ведомство разместило пространный комментарий «О проверке легального ввоза автомобилей из Армении и Абхазии».
Текста оказалось много и вряд ли кто-то прочёл его полностью. Мы постарались. Хотя продираться через массу законодательных цитат было непросто.
Таможенники признали, что «в настоящее время в стране существуют проблемы из-за большого количества автомобилей с иностранными номерами, приобретаемых гражданами Кыргызстана. На дорогах республики многие такие автомобили ездят с нарушением действующего законодательства, что создаёт проблемы для законопослушных граждан».
Удивительно, но в службе, отслеживающей всё, что переезжает и даже переползает через границу, заявили, что «точных сведений о количестве иномарок, постоянно находящихся на территории Кыргызской Республики, нет». Хотя признают, что «их число может превысить десять тысяч. К ним относятся иномарки, внедорожники, автобусы малой и средней грузоподъемности, малые грузовые автомобили, легковые автомобили с правым рулем, ввезенные гражданами иностранных государств и приобретенные гражданами республики. Наибольшее количество автомобилей с правым рулем имеют номерные знаки Республики Армения».
Таможенники вновь напомнили тем, кто не читал Закон «О дорожном движении в Кыргызской Республике», что в первом абзаце статьи 21 части 6 написано: «Запрещается ввоз транспортного средства с правосторонним расположением рулевого управления для регистрации, допуска к эксплуатации и участия в дорожном движении на территории Кыргызской Республики». Правда, есть здесь и исключения. В частности, можно ввозить транспортные средства, предназначенные для коммунального или сельского хозяйства, строительства (содержания) дорог (автокраны, автобуровые, автобетономешалки, поливомоечные машины), а также другие виды транспортных средств, определяемые Кабинетом Министров Кыргызской Республики». Впору заметить, что легковые машины с правым рулём на дорогах видел много раз, а вот автокраны не попались ни разу.
Кстати, в самой Армении уже лет шесть как запретили эксплуатацию праворульных авто. Видимо, поэтому и пошли эти машины нескончаемым потоком в нашу республику. Там, наверное, закон всё-таки пытаются соблюдать.
Однако заметим, категорического запрета на ввоз в Кыргызстан зарегистрированных за границей транспортных средств нет. Но повторим, допускается только временный ввоз и исключительно для личного пользования. Причём, этот срок не может превышать одного года. Но, граждане, покупающие машину подешевле, о подобном нюансе не ведают. Этим и пользуются автобизнесмены. Здесь хотелось бы уточнить у таможенников небольшой нюанс. У них по документам каждую машину из Армении ввозили разные люди? Или за рулём временно въехавших десятков машин умудрялся сидеть один и тот же человек?
Пока же в таможне напомнили, что «в случае выявления фактов передачи временно ввезенных транспортных средств в личное пользование до оформления таможенного декларирования (что, проще говоря, и есть продажа) такие транспортные средства подлежат изъятию таможенными органами государства, в котором выявлены такие нарушения». Самое время напомнить старую истину: «незнание закона не освобождает от наказания».
* * *
Буквально на днях появилась информация, что «в результате мероприятий, проведенных сотрудниками Главного управления по борьбе с контрабандой ГТС, сотрудниками МВД в южных областях были задержаны сразу 146 авто с номерными знаками и регистрационными документами Армении и Абхазии. У всех них выявлены признаки нарушения таможенного законодательства. До выяснения всех обстоятельств ввоза указанные транспортные средства доставлены на штрафстоянку для дальнейшей проверки законности их нахождения на территории республики».
Неужели в руководстве таможни наконец-то сообразили, что покровительство нарушителям закона может для них самих закончиться весьма печально? Действительно, сколько лет можно наводнять республику незаконно ввезенными автомобилями? И при этом делать вид, что не понимают, что творят?
Александр НЕНАШЕВ. Фото WWW.