Две недели назад пассажиры, отправляющиеся в Бишкек и обратно в западном направлении, столкнулись с рядом проблем. Маршрутки перестали их довозить до столичной остановки «Шлагбаум», а стали высаживать на временном автовокзале в селе Маловодное, возле поста ГАИ, предлагая добираться до мест назначения на городских автобусах. Это вызвало бурю негодования среди населения западной части Чуйской области, а особенно среди тех, кто с разной периодичностью совершает поездки в Бишкек и обратно. Проехать этим маршрутом, измерить хронометраж поездки, выяснить с какими сложностями сталкиваются пассажиры я решил на себе. Для этого я отправился в редакцию газеты «Для Вас» по маршруту Кара-Балта – Бишкек и обратно.
Пока ехал, размышлял. Действительно, с точки зрения градостроительства современная концепция развития столицы предполагает расширение и освоение новых территорий. Вспомните историю: в середине 60-х годов XX века во Фрунзе действовал один автовокзал, который хорошо справлялся с потоками пассажиров. Его построили в 1962 году по индивидуальному проекту, который специально разрабатывали для столицы Советской Киргизии. Больше в мире подобного памятника архитектуры не встретишь.
Кстати, расположили его очень продуманно — на восточном въезде в город, где до этого находился транспортный узел. Кстати, расположили его очень продуманно — на восточном въезде в город, где до этого находился транспортный узел. Суточная нагрузка в то время на автовокзале достигала 730 рейсов. Долгое время он был единственным в столице. И в связи с тем, что очень активно экономически развивалась западная часть Чуйской области и возникали новые транспортные и пассажирские потоки, в 1981 году был открыт Западный автовокзал.
Сегодня на месте Восточного автовокзала планируется открыть городской центр технического творчества для детей и молодежи. Территорию Западного автовокзала передадут инвесторам. Если таковые найдутся.
Главное в истории Восточного и Западного автовокзалов, пожалуй, было то, что их сначала открывали в торжественной обстановке, после строгой приемки госкомиссией, и лишь после этого они начинали функционировать. Подобный подход позволил успешно направлять и регулировать пассажиропотоки по Кыргызстану и за его пределы довольно долгое время. Может быть, и сегодня следовало поступить по примеру прошлых лет? Сначала построить, а потом уже менять маршруты?
Размышляя, я доехал до места высадки — временного автовокзала. Выскочив из маршрутки, быстро пересел с группой таких же «скакунов» в первый автобус, следующий до остановки «Шлагбаум». Автобус отправился практически сразу. И через 25 минут я был уже на «Шлагбауме». Далее еще 35 минут езды до редакции. В результате сделал 3 пересадки, чтобы добраться туда.
После обеда — добирался с такими же пересадками обратно. Приближался «час пик», автомобильных пробок на дороге становилось больше, и дорога от «Шлагбаума» до автовокзала в обратную сторону заняла уже 50 минут. В автобусе заметил, как молодые люди, по виду студенты, спят, измученные дорогой. Прибыв на место, в темпе вместе с толпой пассажиров покинул автобус и начал искать маршрутку, следующую в Кара-Балту. Маршруток здесь много. Какие и куда едут-непонятно. Сориентироваться помогают сами водители маршруток. Надо отдать им должное, всю организацию перевозок по маршрутам они взяли на себя. Они и консультанты, и диспетчеры, и гиды, и кассиры, и администраторы. Они ответят на любой вопрос на кыргызском, русском, узбекском, таджикском, помогут занять место в маршрутке пожилому человеку, донесут багаж многодетной семьи.
Поговорив с водителем, быстро занял место в маршрутке и тут почувствовал, что до дома не дотерплю. Краем глаза поймал аншлаг с надписью «Туалет», развеваемый ветром на воротах, и устремился по стрелке-указателю. Заскочив в ворота, на которых размещался указатель, вдруг увидел, что до заветного места еще метров 20, но там уже стояла большая очередь из желающих. А дальше все как в фельетонах Михаила Зощенко: понимаю, что там одно «посадочное место»! С вопросом «Одно?» повернулся к человеку, принимающему оплату за посещение отхожего места. И он гордо мне ответил: «Там два места — мужское и женское». На вопрос о мытье рук ответственный кивнул мне на обрезок трубы, торчащий из асфальта во дворе, из которого утолял жажду какой-то страждущий пассажир.
«Что вы знаете о жизни, если не стояли в очереди в туалет с одной единственной мыслью — успеть бы на маршрутку… Но я-то в жизни кое-что знаю, поэтому не стал рисковать, а решил дотерпеть, вернулся на место пассажира и поехал домой. А если серьезно, то окажись на моем месте пожилой человек или пассажир с ограниченными возможностями здоровья, то эта ситуация превратилась бы в издевательство над людьми.
Итак, сколько времени занял мой путь из Кара-Балты в Бишкек? От дома до автовокзала — 25 минут плюс 50 минут до пункта назначения на границе Бишкека. Извините, но пока назвать это место «автовокзалом» — не поворачивается язык. Вернее, правильней было бы пока именовать его «точкой отправления и прибытия», местом стоянки, местом сбора, но только не автовокзалом. От него еще от 35 до 50 минут — в зависимости от загруженности дороги до «Шлагбаума». Итого дорога заняла 2 часа езды на автотранспорте в одну сторону и 2 часа 15 минут — в другую. Раньше на весь путь от Кара-Балты до Бишкека уходил 1 час 20 минут в одну сторону. Повторю, что это без учета времени ожидания на остановках.
Таким образом, время пребывания в пути увеличилось в среднем на 1 час, а стоимость поездки — на 40 сомов. Для водителей маршруток здесь действительно экономически выгодней — время поездки из Кара-Балты в Бишкек сократилось почти на полчаса, расстояние стало меньше на 12 километров, а оплата — 90 сомов с человека осталось прежней.
Осталось выяснить один вопрос — Можно ли уехать с временного автовокзала в позднее время?
— Отсюда маршрутки уезжают допоздна, — развеял мои сомнения по поводу отсутствия транспорта в вечернее время молодой водитель.
Но маршрутчики лукавят. Очень сложно, или правильнее сказать практически невозможно было уехать после шести часов вечера со «Шлагбаума» особенно в праздничные дни и по пятницам. Выручали случайные таксисты-бомбилы, подбиравшие попутчиков в западном направлении. И ведь предъявить маршрутчикам нечего, из-за того что график движения маршруток на точке отправления попросту отсутствует!
На Западном автовокзале можно было отдохнуть, перекусить, а в случае необходимости — переночевать, принять душ, обратиться, если понадобится, к врачу или в милицию, посетить парикмахерскую, отремонтировать одежду и обувь и т.д. Вокруг автовокзала за многие годы сформировалась достаточно мощная инфраструктура, направленная на обслуживание водителей и пассажиров.
Все — и водители, и пассажиры — едины во мнении о том, что преобразования в сфере автоперевозок надо было начинать после открытия нового автовокзала и создания необходимых условий для людей.
А пока условий нет ни для водителей, ни для пассажиров от слова «совсем». Нет ни одной скамейки, ни одного навеса, да и границы территории, где производится высадка-посадка пассажиров никак не обозначена. Все как бы происходит в чистом поле.
Граждане, которым приходится ежедневно ездить в Бишкек, буквально в отчаянии. Испытав все прелести путешествия в Бишкек и обратно, многие люди в социальных сетях обращаются к чиновникам с мольбами о помощи: «Помогите нам! Найдите компромисс, чтобы мы могли спокойно ездить в Бишкек. Многие работают и учатся в столице, а живут в селах Сокулукского, Московского, Жайылского, Панфиловского районов. Мы не успеваем на учебу и работу в Бишкек из-за того, что в пять утра транспорта просто нет! Мы теряем работу!» Свои обращения жители иллюстрируют кадрами из поездок. Но пока их обращения остаются без ответа. А впереди нас ждут короткие зимние дни, слякоть, снегопады, гололед и предпраздничные автомобильные пробки. Автовокзалы всегда были визитной карточкой любой столицы. По состоянию автовокзалов и их работе складывается впечатление о столице и стране в целом. На наших городских автовокзалах всегда были чистота, порядок, на клумбах цвели розы, струи фонтанов создавали прохладу, а с пассажирских посадочных платформ строго по графику отправлялись автобусы в любом направлении.
Что сегодня думают любители туристических путешествий, прибывая в Кыргызстан? Какое впечатление у них складывается о нашей стране после поездок по междугороднему маршруту? Впрочем, уже сложилось. Знакомые из Германии, недавно посетившие Кыргызстан и столкнувшиеся со всеми неудобствами, определили ситуацию коротко: «Как в девяностые годы прошлого века…»
Максим КЛИМЕНКО.
Фото автора.