А ведь никто уже и не помнит, что в середине 80-х годов в популярном для отдыха урочище Ала-Арча, недалеко от Фрунзе, действовала весьма экзотическая группировка псевдоверующих, чьим делом занимался всемогущий местный КГБ…

СТРАШНЫЙ СУД ДЛЯ МЕССИИ

23 сентября 1986 года во Фрунзе завершился процесс, имевший колоссальный общественный резонанс. Одних только свидетелей по этому делу проходило 129 человек! География их проживания охватывала почти всю страну — Ленинград, Вильнюс, Одессу, Новосибирск, Иркутск, Темиртау, Алма-Ату, Душанбе…

Судили членов так называемого «антиобщественного Движения самореализации його-христиан-теософов». Четырем из обвиняемых в итоге дали от 3 до 5 лет лишения свободы.

Однако все внимание было при ковано к персоне «Верховного гуру», к 35-летнему руководителю секты Григорьеву Александру Эдуардовичу, автору программных текстов Движения. Он обвинялся в незаконном приобретении и распространении наркотиков, в склонении к их употреблению, содержании наркопритона, а также, что самое любопытное, «посягательстве на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов».

Интересно, что никто из пятерых на скамье подсудимых в совершенных преступлениях не раскаялся и вины своей не признал.

Процесс был крайне необычным, поэтому давайте начнем с самых истоков этой истории…

ЧЕРНОКНИЖНИК

Александр Григорьев родился в 1951 году в городе Комсомольск-на- Амуре Позже, когда вместе с родителями переехал во Фрунзе, учился в одной из столичных школ. Затем, после службы в Советской Армии, поступил на психологический факультет ЛГУ им. А.Жданова, окончил его с отличием в 1978 году.

Именно с ленинградским периодом жизни у будущего гуру связано пробуждение интереса ко всему потустороннему. Он увлекся оккультизмом, схоластикой, теологией, спиритизмом, овладел некоторыми специфическими приемами НЛП (нейролингвистическое программирование) и методами модной парапсихологии.

А. Григорьев имел феноменальную память и энциклопедические знания в области религии и философии, проштудировал массу трактатов мудрецов Востока и Запада, различных мыслителей и практиков. Среди них речи Свами Вивекананды, Кришнамурти и Бабаджи. Он был знатоком трудов семьи Рерихов, Успенского и Гурджиева. Свободно цитировал не только «Бхагават-Гиту» и книги Александра Меня, но и классиков марксизма- ленинизма.

Могла ли знаменитая медиум Елена Блаватская предположить, что спустя столетие ее учение обретет популярность среди группы ее последователей в Советской Киргизии?

Особенно нашего земляка интересовали мистические изыскания легендарной Елены Блаватской (1831-1891 гг.), ее скандально известный двухтомник «Тайная доктрина», увлекательные описания ее жизни в США, Лондоне, Тибете, Египте… Но особенно — теософия. Это гремучая смесь медиум- ной части западного эзотеризма, опирающаяся как на старые европейские гностицизм и неоплатонизм, так и на азиатские индуизм и буддизм. Вот на основе этого Григорьев и выпестовал свое квази-детище, добавив туда йогу и постулаты христианства.

Постепенно вокруг Ленинского стипендиата Григорьева собрался круг единомышленников из числа студентов ЛГУ и творческой интеллигенции. Появилась настоящая свита из преданных лиц. Большинство-с высшим образованием.

ДЬЯВОЛЬСКИЕ ЧАРЫ И КОЗНИ

Григорьев во время следствия, уже во Фрунзе, заявлял: «Я действительно считаю себя человеком-Учителем, а по тестам, которые мы изучали на психфаке ЛГУ, я отношусь к типу гениальных людей».

И в этом не было бравады или мании величия. Александр действительно обладал уникальными знаниями и качествами лидера. Просто он обратил их в пользу своих, весьма своеобразных целей, начав массированную атаку на разум тех, кто ему доверился.

Из обвинительного заключения: «Гр. В.П., следуя рекомендациям А.Григорьева, … практиковала длительное голодание, … уверовала в существование сверхъестественных сил, «космического разума». В результате чего у нее развился истерический психоз — психотическое расстройство с галлюцинаторно-параноидным синдромом, в связи с чем в период с 27 июля по 3 декабря 1979 г. она находилась на стационарном лечении в психиатрической больнице №2…»

Эмблема международного Теософского общества — специфической организации, чьи адепты есть во всем мире.

Что касается изъятого у Григорьева при обыске «чернокнижного» самиздата, то заключение религиоведческой экспертизы от 3.12.1985 года гласило: «имеются прокламации, учебно-методические пособия теософского общества, оккультистов, кришнаитов, тантристов… Идейная их направленность враждебна социалистическому строю. Формирует у советских граждан антигуманные, расистские, религиозно-мистические настроения…»

ФАНАТИКИ И НАРКОТИКИ

Начиналось же все внешне безобидно.

В 1979 году Григорьев сколотил первую группу, которую назвал «Движение самореализации його-христиан- теософов». В этом странном своем учении он синтезировал все, что можно: позы-асаны и распевание мантр- молитв, изучение телепатии и телекинеза, поклонение Иисусу и Кришне, медитацию и вегетарианскую диету…

Цель при этом провозглашалась- благая — «социальное развитие наций и построение новой модели будущего Планеты».

Для достижения столь глобальных задач использовался допинг — строители «светлого будущего» с охотой потребляли… каннабис. Для оправдания этого Григорьев создал целую доктрину — мол, «наркотик позволял очищать совесть и сознание от лжи, способствовал вхождению в астрал…, нарковещества употребляли индийский философ Раджнеш, писатели М.Булгаков, Артур Конан Дойль… методику применения описывал советский психолог В.В.Налимов… общение с высшим разумом достигается через несколько месяцев наркотической практики…» и т.д.

Позже, во время обысков, у Григорьева обнаружат «многочисленные рекомендации по использованию анаши, гашиша, ЛСД и других наркотиков в культовых целях…»

Неудивительно, что под мощным психопрессингом, да еще куря «травку» на групповых занятиях, сектанты начинали слышать «голоса», видеть «ангелов» и «НЛО», общаться «со Всевышним», и главное — верить в то, что в ночь с 26 на 27 июля 1979 года наступит «Конец света»!

ЧЕМ БЫЛ ОПАСЕН ГОЛОПУЗЫЙ БОРОДАЧ ДЛЯ РЕЖИМА В СССР?

Порфирий Иванов не боялся ни гроз, ни угроз, ни снега, ни стужи…

Надо признать, что в советские годы подозрения в идеологической неблагонадежности у органов правопорядка и спецслужб вызывали любые личности, выделявшиеся из общей толпы. Например, одним из них оказался Порфирий Корнеевич Иванов (1898-1983 гг.). Этот чудаковатый деятель, известный по прозвищам Паршек, Победитель Природы и Учитель народа, стал создателем уникальной оздоровительной системы путем физического закаливания и лечебного голодания. Сам он круглогодично ходил в трусах и босиком, даже по снегу так топал, обливался ледяной водой в любую стужу и в итоге прожил 85 лет. Однако его активность и растущее число последователей, названных «ивановцами», некие странные целительские практики и особенно духовные изыскания живого «Бога Земли» все время привлекали к нему интерес со стороны людей в погонах, пытавшихся осадить популярного лекаря.

Безобидный вроде аксакал. Однако его посчитали авторитетным предводителем «неоязыческого деструктивного культа автохтонного происхождения и антисоциальной утопии». А таковые были в числе неугодных…

В общей сложности, начиная с 1933 года, Порфирий Иванов провёл в изоляции 12 лет. Это были спецбольницы МВД, тюрьмы, психдиспансеры, домашний арест.

Только 7 июля 2008 года, по заключению прокуратуры Москвы, Иванов П. К. был посмертно восстановлен в правах в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

ФРУНЗЕ БЛИЗОК К ШАМБАЛЕ…

Григорьев сумел подчинить себе множество людей. Только в Ленинграде он создал около 20 подпольных групп, его знали и почитали лидеры различных андеграундных общин со всего Союза.

Фанатичность его последователей просто поражает!

К примеру, инженер-физик Александр Корчунов (1958 г.р., уроженец Тульской области, окончивший с отличием Ленинградский политехнический институт) под влиянием гуру долго голодал во вред здоровью, развелся с женой, отказался от воспитания сына, оставил престижную работу…

Другие сподвижники — Михаил Богрый (1957 г.р., родился в Свердловской области), Алексей Диманис (1957 г.р., Ленинград), Александр Лысенко (1958 г.р., Ленинград), запросто предоставляли свои жилища для сборищ, собирали и распространяли специфическую литературу, хранили «дурь», и т.д. В общем, верили они Григорьеву иступленно. Поэтому неудивительно, что осенью 1982 года — они, побросав все, дружно переехали по зову своего гуру во Фрунзе. Здесь, как объяснял сам Григорьев, «чище воздух и ближе к Шамбале».

Делом по раскрытию группы А. Григорьева занимался известный в Кыргызстане кадровый чекист Борис Полуэктов. В органах госбезопасности позже он возглавил Следственное управление в чине генерал-майора.

В Киргизии вожак Григорьев, предпочитавший, чтобы теперь его называли Командор, стали вербовать новых прихожан, причем небезуспешно. Собирались вначале на квартирах, а затем скопом перебрались в альплагерь «Ала-Арча». Жить, работать, медитировать…

Напомним, что хотя живописные окрестности Ала-Арчи общей площадью свыше 19 тысяч га служили объектами активного туризма и отдыха еще с начала 50-х годов XX века, но статус всесезонного альплагеря с самостоятельной жилой и иной инфраструктурой этот объект обрел лишь 29 апреля 1976 года согласно Постановлению Совета Министров Киргизской ССР. Вот там в начале 80-х и нашли приют последователи Командора.

Разработчик радиоэлектронных схем Корчунов, работавший во «Фрунзегорводоканале», устроился в альплагере обычным радистом, инженер- химик из отдела экологии Гидромедцентра Кирг.ССР и интеллектуал Богрый — водителем, а инженер Лысенко довольствовался карьерой сторожа на ВДНХ.

ПОВЕЛИТЕЛЬ МАНКУРТОВ

Командор стремился к безграничной власти. И командовал он жестко — мог оскорбить, унизить, заставить публично раздеться или исполнить любую другую свою прихоть.

Это тоже входило в его стратегию и тактику подчинения людей, подавления их воли и желаний, превращения паствы в послушных зомби.

Он моментально вычислял сомневающихся в его правоте и изгонял их из группы. А оставшимся умело промывал мозги. Причем процесс оболванивания обставлял с помпой, это было целое шоу с курящимися сандаловыми палочками, ароматом местной конопли, фигурками ориентальных божеств…

Однако корыстных целей Григорьев не преследовал. Квартир и имущества, как вожаки хайпового в ту пору «Белого братства», с людей не требовал; денег за сомнительные чудеса, как Джуна, Чумак или Юрий Яонго — не вымогал.

Да и жил, считай, по-спартански.

Зато он возомнил себя пророком, идолом, вождем грядущего. Уверовал в свою божественную исключительность, заставив поверить в это других. И у него это получилось, черт побери!

Помимо незаурядных психологических и ментальных качеств, Григорьев обладал просто демонической внешностью. По воспоминаниям ветерана органов нацбезопасности Кыргызстана генерал-майора Бориса Полуэктова, это был высокий, симпатичный мужчина с весьма проницательным взглядом. Казалось, в его темных зрачках беснуется дьявольский огонь, прожигающий, гипнотизирующий и заставляющий цепенеть.

ДЕМОНИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Демонический взгляд Командора колдовски действовала на женщин.

Особенно персона Командора колдовски действовала на женщин. Одурманенных настолько, что они были готовы идти за ним хоть на край земли.

В частности, Наталья С., талантливая музыкант. И что? Оставила музучилище в Северной Пальмире, перестала смотреть телевизор, слушать радио, читать книги. Замкнулась в себе и открывалась только Григорьеву.

А жительница Новосибирска Елена К.? Бросила семью, детей, работу, театральную студию, занятия спортом и полностью погрузилась в мир наркорелигиозных грез, поседев в молодые годы!

Елена, как и другие девушки, приехавшие вслед за Командором в Киргизию, стала работать кухработницей в альплагере «Ала-Арча». Лишь бы быть ближе к своему обожаемому кумиру…

Одновременно с женой в домике Командора жили несколько его любовниц, каждая из которых считала за честь переспать с гуру первой из конкуренток.

Кроткие послушницы были готовы мыть ему ноги и, не раздумывая, отдать свое тело, душу, разум. Понадобится — и жизнь.

Силу его колдовских чар и магию обольщения смогла почувствовать на себе даже его адвокат. К тому моменту Григорьев сидел в СИЗО КГБ Киргизии уже два месяца, без женщин, естественно. Пообщавшись с ним всего пару суток юрист взмолилась: не могу! Боялась просто не выдержать и… поддаться своему подзащитному клиенту.

ОБЛАВА В ГОРАХ ТЯНЬ-ШАНЯ

В ущелье Ала-Арча действовали альплагеря.

Три года Командор вел в ущелье Ала-Арча свои «занятия», пока не вмешались сотрудники КГБ. Всю группу йогохристиан-теософов «хлопнули» в августе 1985-го.

У Григорьева и его подельников изъяли при аресте 168,5 гр. анаши, кучу полулегальной литературы, предметы культа, а у Лысенко к тому же запрещенные нунчаки и штык-нож.

Признав деятельность секты незаконной, а ее активных членов — преступными элементами, Фрунзенский горсуд и последующие инстанции осенью 1986 года назначили им конкретные тюремные сроки.

Михаил Богрый после отсидки какое-то время жил в столице Киргизии, затем переехал в Саранск, а оттуда — в Эстонию. Алексей Диманис, Александр Лысенко и Александр Корчунов из Фрунзе перебрались в Ленинград.

Как и их вожак.

Согласно материалам уголовного дела №55-85-479 Григорьев Александр Эдуардович, получивший вначале по приговору суда 9 лет, уже 5 апреля 1989 года был освобожден постановлением прокуратуры Киргизской ССР с применением амнистии от 18 июня 1987 г. После освобождения, поданным «Электронного архива фонда Иофе», он работал психологом-консультантом некоей научно-производственной коммерческой фирмы. Позже его следы окончательно затерялись на просторах постперестроечного СНГ…

После этого никто не слышал о судьбе Командора, о личности, безусловно, незаурядной, но использовавшей свои большие способности в мелких, мутных целях…

 

Дастан ACMАН.

Фото из архива автора и www.