В культурной столице стран СНГ, роль которой в 2024 году выпала Самарканду, состоялась Международная конференции «Миссия русского театра за рубежом — Сердца четырех».

Гостей принимает Самаркандский областной русский театр драмы.

Проект, реализованный под патронатом Россотрудничества, прошел на площадке Самаркандского областного русского драматического театра и Самаркандского областного театра кукол. Здесь собрались руководители и режиссеры двенадцати русских драматических театров из четырех республик Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Именно поэтому проект и назвали «Сердца четырех». Как отметили организаторы, название конференции символичное, подчеркивающее единство театрального сообщества.

В течение четырех дней участники конференции, в числе которых были директор Государственного национального русского театра драмы имени Чингиза Айтматова Сергей Бардаков, замдиректора Елена Смирнова, художественный руководитель театра Вячеслав Виттих, проходили обучение с российскими педагогами из Государственного института театрального искусства (ГИТИСа). Причём каждый из них совершенствовался в вопросах своей специализации. Директора постигали секреты проектного менеджмента, их заместители повышали уровень в организации театральной деятельности, режиссёры обсуждали свои прямые режиссёрские задачи. Занятия проводились в форме мастер-классов, который превращался в заинтересованный разговор коллег, в ходе которого они делились своим опытом, знаниями и идеями, обсуждали актуальные вопросы театрального искусства. Как было отмечено, обучение под руководством опытных мастеров из ГИТИСа позволило руководителям театров углубить свои профессиональные навыки.

Идут занятия с режиссерами.

Также состоялась панельная дискуссия по теме «Миссия русского театра». Координатор проекта Ирина Хилкова заметила:

«В чем миссия русского драматического театра? Мы говорили об этом с режиссерами из всех четырех Идут занятия с режиссёрами, стран. Мы попытались найти общую точку отсчета. Это очень важно – понять, как и для чего существуют русские театры в Центральной Азии». Удалось ли этого достичь? Участники конференции уверены, что удалось. Значит, можно уверенно говорить, что русские театры региона будут и дальше нести знамя русской культуры!

Продолжается ремонт театра.

Подводя итоги конференции, Сергей Бардаков рассказал: «Проект оправдал ожидания в полной мере. Несмотря на то, что я ранее изучал вопросы проектного менеджмента, в ходе общения с московскими специалистами на многое смог посмотреть иначе. Сейчас уже намечены большие планы по сотрудничеству с коллегами из соседних стран. Все три дня проводились очень интересные и содержательные занятия. Обучение проходило неформально, было много практической информации и дискуссий. Мы делились опытом с коллегами, узнавали, как складывается работа театра в каждой из республик. Например, очень полезными были практические советы как приглашать в театры на постановку спектаклей известных режиссёров. Вопрос проблематичный, но очень интересный. Также обсуждали, как искать средства на постановки. Признаюсь, не люблю спонсоров. Считаю, что гораздо ближе к театру должны быть меценаты, любители театрального искусства. При этом всегда встаёт вопрос, какую ставить пьесу, что показать нашему зрителю. Тут очень важен материал и желательно, чтобы это было произведение отечественного драматурга. Кроме занятий в Самарканде была интересная и яркая культурная программа. Запомнилось посещение театра исторического костюма «Эл мероси». Мне кажется, подобный проект можно успешно реализовать в Кыргызстане. Нам тоже есть что показать и мы над этим уже начали думать. Кстати, я предложил проводить подобную конференцию регулярно и в следующем году собраться в Кыргызстане».

Сергей Бардаков и Вячеслав Виттих на подписании меморандума о сотрудничестве.

Также Сергей Владимирович сообщил, что Россия выделила театру средства на постановку спектакля по известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». Работа практически готова. До 14 ноября проект должен быть завершён. Его уже можно ставить в репертуар театра. Однако пока в здании идёт долгожданный ремонт и на большой сцене спектаклей нет. Но директор выразил уверенность, что обновлённый театр, которому возвращается его первоначальный архитектурный облик, скоро распахнёт свои двери. Зрители будут довольны.

Педагоги ГИТИСа и руководители театров стали зрителями.

В рамках конференции Государственный национальный русский театра драмы имени Чингиза Айтматова заключил с Ферганским областным русским драмтеатром меморандум «О культурном сотрудничестве в области театрального искусства и творчества, составлении и реализации перспективного плана сторон по созданию спектаклей, организации обменных гастролей между театрами, взаимодействия между средствами массовой информации Узбекистана и Кыргызстана по продвижению информации о мероприятиях, проводимых совместно».

В целом, как отметили участники конференции, «Сердца четырех» стали значимым событием для театрального сообщества Центральной Азии, важным шагом в развитии сотрудничества русских театров стран региона.

P.S. Театр стал участником масштабного проекта Министерства культуры России «Большие гастроли-2024». В конце августа труппа побывала в Москве, где на сцене Государственного академического театра им. Моссовета были показы спектакли «Пиковая дама», «Мастер и Маргарита», «Любовь и голуби», «Баба Шанель» и «Пегий пёс, бегущий краем моря». В сентябре бишкекские артисты в Нижнем Новгороде в рамках фестиваля русских зарубежных театров «Театральная осень», посвященного 225-летию А.С. Пушкина, представили российской публике «Пиковую даму».

Александр НЕНАШЕВ.

Фото автора и организаторов конференции.

Материал вышел при поддержке фонда «Русский мир».