В Москве в издательстве «Молодая гвардия» издается серия книг под заглавием «Жизнь замечательных людей».

Она была основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким. С тех пор и издается.

В 21 веке в эту серию вошли и кыргызы. Сначала Ч. Айтматов (книга о нем вышла в 2018 году), затем Т. Усубалиев (2019 г.). В этом году вышла книга под названием «Юсуп Абдрахманов» (серия «ЖЗЛ»). Этот год для нас особый — он знаменует 100-летнюю дату образования кыргызской государственности.

Автором всех трёх книг стал кыргызский ученый (он — первый кыргыз, ставший автором данной серии). Это Осмонакун Ибраимов — доктор филологических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный посол, действительный член Академии наук КР и кавалер ордена «Манас». Масштабная личность. В период правления первого кыргызского президента занимал пост государственного секретаря республики.

Книги эти из легендарной серии. В первой показан жизненный путь Чынгыза Айтматова, которого современники называли «Кентавром», особо отмечая его классическую повесть «Прощай, Гульсары!». Автор главу об этом обозначил так — «Прощай, Гульсары! Прощай, коммунизм!» Это образно и точно. Он отмечает, что с этой повести начался «русский период» творчества «короля слова». И акцентирует, что «именно двуязычие (кыргызско-русское) и культурная открытость — это тот путь, который завещал нам Айтматов. Эта та дорога, которая привела нас к сегодняшнему дню». Да, конечно, так, это наша судьба. Приведены и «сакральные», и «сокровенные» моменты из жизни классика мировой прозы. Есть глава «Бибисара и Чингиз: Слияние двух звезд». Автор назвал его «последним писателем советской империи». Заключительная часть названа «Тень Кассандры. Последние дни патриарха». Издание стало замечательным вкладом в айтматоведение.

Вторая книга посвящена Турдакуну Усубалиеву, в течение четверти века руководившего республикой в качестве первого секретаря ЦК Компартии Киргизии. С 1961 по 1985 год. Период совпадает с эпохой Чынгыза Айтматова. Осмонакун Ибраимов в книге обозначал это время особо. Вот цитата — «это был киргизский серебряный век, век Айтматова, пиковый период расцвета национальной экономики, науки и культуры. Это и век Усубалиева, который стал сотворцом и организатором этого пикового периода». Особо отмечено, что «при этом руководителе нашей республики отношение к русскому языку было более чем благоприятное». Был открыт пединститут русского языка и литературы. Автор книги проводит параллель с прошлым России. «Это было то же, что произошло с русскими в начале 19 века, когда они, говоря словами Льва Толстого, «не только говорили на изящном французском, но и думали по-французски». Но, как считают знатоки, выгод от этого было больше, чем потерь. Такое будет справедливым и в случае с киргизами, говорившими по-русски и думавшими по-русски». Да, именно так — «выгод больше, чем потерь». Автор осветил «факты и небылицы», которые сложились вокруг фигуры Т. Усубалиева. Показал историю его противостояния с известными людьми — отразил это взвешенным дипломатическим языком. А вот эпоху М. Горбачева оценил образно. Глава об этом периоде звучит как-то даже поэтично. Вот. «Годы перестройки: прощай, коммунизм, здравствуй, грусть». Именно так, мы простились быстро, и грустим долго». Что касается вопроса о «смещении с поста» первого секретаря, то суть этого момента автор отражает объективно. «Между тем, истинная причина смещения Усубалиева заключалась в другом — он слишком надолго засиделся в высшей должности. Справедливости ради надо признать: люди устали от него, как устали от Леонида Ильича Брежнева, хотя тот вовсе не был самым плохим руководителем». Да, правитель должен уходить вовремя (промедление чревато для страны и для него).

Юсуп Абдрахманов — основатель кыргызской государственности.

Третья книга из серии «ЖЗЛ» посвящена, пожалуй, самой грандиозной фигуре из числа руководителей кыргызского государства, потому что он и является зачинателем самой государственности. Имя его Жусуп Абдрахманов. В русском написании это Юсуп, но это одно и тоже, корень единый — он идет из древности, это библейский Иосиф. О своей работе О. Ибраимов написал так. «Это книга о легендарном Юсупе, основателе советской автономной республики в составе СССР, о его друге Владимире Маяковском и Лиле Брик, о критике Лазаря Кагановича, в определенном смысле и Сталина, об авторе «Дневника» — уникальном документе о мыслях крупного политика первых десятилетий Советского Союза. Это книга о большой любви человека большого масштаба». Масштаб тут не просто большой, он огромный. Это видно из тех писем, которые Абдрахманов отправил лично Сталину. Вот одно из них, оно ключевое — речь идет о судьбе этноса. Такие письма занимают главное место в книге. «Включение Кара-Кир- гизской автономной области в состав Узбекской Республики нецелесообразно по следующим мотивам: во-первых, полнейшее противоречие в экономике кара-киргизского хозяйства с хозяйством узбеков, так как у них интенсивная форма земледелия (хлопководство, огородничество, садоводство) с более развитым торговым капиталом и, наоборот, хозяйство кара-киргизов можно охарактеризовать как натуральное с отсталой формой скотоводства и полеводства. Соединение же двух национальностей (племен), в экономике которых существует основное противоречие, в одну республику с формальным и фактическим подчинением экономически маломощных кара-киргизов к экономически мощным узбекам, вызовет новые трения между этими нациями и осложнения в работе».

Аргументацию относительно вопроса между двумя этносами Абдрахманов завершает так — «стихийное влияние узбекской культуры (Фергана) даст стремление ассимилировать массы кара-киргизов».

Юсуп Абдрахманов.

Относительно другого соседа по региону, то тут в письме приведены иные доводы. Республику казахов в то время обозначали названием «Киргизская Республика» (в связи с этим и появилась тогда этническое название «каракиргизы»). Цитата. «Что касается вхождения Кара-Киргизской автономной области в состав Киргизской Республики, я разделяю заявление товарища Рудзутака на заседании Оргбюро ЦК РКП и считаю, это будет перенесением той национальной борьбы, которая имеет место в Туркреспублике, это создаст неблагоприятную обстановку для работы. Натянутое взаимоотношение между кара-киргизами и казак-киргизами нельзя назвать временным явлением, так как это имеет исторические корни». И как самое оптимальное решение вопроса он просит поддержать мнение о непосредственном вхождении Кара-Киргизской автономной области в состав РСФСР. Это и было принято в 1924 году. Автор книги оценивает данный факт так. «За это судьбоносное решение кыргызстанцы должны быть благодарны Юсупу Абдрахманову — основоположнику государственности». Да, это решение было судьбоносным для кыргызов.

Преобразование Кара-Киргизской автономной области в республику.

Сталин его подписал. После этого делается следующий шаг. Абдрахманов пишет следующее письмо в Москву. Ставит вопрос о более широкой автономии для кыргызов. В результате чего в 1926 году в составе СССР появляется Киргизская автономная Советская Социалистическая Республика (Киргизская АССР). Киргизскую Республику казахов после этого стали именовать Казахской Советской Социалистической Республикой (Казахская ССР). Все стало на свои места. Эти моменты даны в книги документально. Затем кыргызский лидер делает и третий исторический шаг. Абдрахманов ставит вопрос о том, чтобы Киргизская АССР перешла из статуса автономного образования в статус союзной республики. Он выполнил до конца свою главную историческую миссию. В качестве государственного деятеля был гением. Благодаря ему была создана кыргызская государственность и он стал ее первым руководителем. Вот как это оценивает О. Ибраимов. «Кара-Киргизская автономная область могла ассимилироваться, будь она включена в состав многонаселенных соседних народов. Но этого не произошло благодаря Абдрахманову. Он эти все материи осознавал, поэтому свою главную задачу видел в том, чтобы ни в коем случае не входить ни в состав Узбекской Республики, ни в состав Казахской. Это было проявлением огромной мудрости и исторического предвидения».

Семейная фотография Юсупа Абдрахманова.

В 1936 году кыргызы получили новый статус. Была создана Киргизская Советская Социалистическая Республика. Одним из решающих факторов был и количественный состав населения — более 1 миллиона человек. Обеспечил такой состав опять-таки Абдрахманов — если бы не он, то в 1933 году оно могло уменьшиться существенным образом. Киргизская Советская Социалистическая Республика просуществовала до 1991 года, а после распада СССР обрела национальный суверенитет.

Ю. Абдрахманов в 1936 году уже не возглавлял кыргызское правительство, его сняли с должности в 1933, обвинив в троцкизме, а в 1937 арестовали как «врага народа». Когда свершился триумф его государственной идеи (родина получила статус союзной республики), он был в городе Оренбург, где занимал должность заместителя заведующего земельным отделом по животноводству при Оренбургском облисполкоме. 3 ноября 1938 года его расстреляли. В 1991 году его прах был перезахоронен в мемориальном комплексе «Ата-Бейит». В 2021 году ему присвоили (посмертно) звание «Герой Кыргызской Республики».

В книге О. Ибраимов представил его персону с многогранной ёмкостью. Это и события 1916 года, очевидцем которых он был в 15-летнем возрасте. Это и его встреча с Лениным. И годы, проведенные с Марией Натонсон, которые он назвал «самым счастливым периодом жизни». Сохранилась фотография этой дивной женщины, ставшей его Музой (он ее называл Муся). Рядом с ней фото и его достойной супруги Гульбахрам (матери его детей). Есть в книге глава «Юсуп и казахский голодомор», где представлены документы, которые показывают потрясающий уровень его государственного мужества и личной отваги. Этот период имел место в 1933 году.

Вот как тот год оценивает автор книги: «На следствии он признал, что в 1933 году вполне осознанно принял решение о спасении киргизов (а заодно и прибывших обездоленных казахах) от неминуемого голода. А для этого у него имелся один-единственный способ — снижать объем заготовок. В итоге пришлось недовыполнить спущенный Москвой план по зерну и мясу. В тех условиях это было равносильно тому, чтобы сознательно идти на эшафот, лечь на плаху». Да, он сознательно пошел туда и лег на плаху ради народа. В Кыргызстане было репрессировано более 40 тысяч человек. Население республики в те годы составляло 1 миллион 400 тысяч. Ценность книги О.Ибраимова в ее документализме. Приведем один официальный документ, подписанный Ю. Абдрахмановым. Вот он. «Постановление №132 Совнаркома Киргизской АССР «О казахских откочевниках, находящихся на территории Киргизии». Фрунзе, 17 марта 1933 г.

  1. При вербовке рабочих в строительные работы обеспечить первоочередную вербовку среди казахских откочевников.
  2. Предложить директорам совхозтрестов и промышленных предприятий не допускать увольнения казахов за исключением кулацкого элемента.
  3. При вербовке рабочих на Вахшское строительство обеспечить первоочередную вербовку из числа казахов-откочевников.
  4. Наркомзему разработать мероприятия по оседанию казахского населения на киргизской территории с указанием района».

Вот как охарактеризовал ситуацию в тот год сам Абдрахманов. «Весной 1932 года казахи массово перекочевывали в Киргизию. Среди них началась смертность на почве голода. В связи с этим у нас появились сомнения насчет реальности плана. Мы в начале хлебозаготовок разрешили торговлю хлебом. Беседуя с Шахраем и Исакеевым о том, что план трудно выполнить, я сказал: «Лучше пускай нас снимут за невыполнение плана, чем за то, что довели республику до положения Казахстана». Оба с этим согласились».

Комментарии к этим словам не нужны. Абдрахманов не допустил «катастрофы» в Кыргызстане, уберег население своей республики и спас от голода десятки тысяч людей из соседней республики.

Завершим наш разговор цитатой из «Дневника». Написано 24 октября 1928 года. Касается вопроса о кадрах. Вот она: «По-видимому, и сейчас считается правильным иметь того, кто послушнее, у кого нет и ослиной доли личного «я» и ни капли элементарной политической честности. На основе такой политики нельзя воспитать большевистские кадры из националов. Пагубная политика для роста кадров».

Такое видение, однако, весьма актуально и для 21 века.

Кубан МАМБЕТАЛИЕВ. Фото WWW.

#Евразия, #ЕвразияГранты

https://evrazia.su/

https://vk.com/eurasia_npo

https://t.me/eurasia_npo

https://ok.ru/group/70000005930374

https://www.youtube.com/@eurasia_npo