В сентябре депутат Жогорку Кенеша Чынгыз Ажибаев озвучил чудную идею, понравившуюся тысячам пешеходов. Он предложил ввести в Бишкеке запрет на пользование мопедами и самокатами, пока в городе для них не появится специальная инфраструктура.

Законодатель утверждал, что водители подобного транспорта — в основном молодые люди, которые сбивают пешеходов и сами сталкиваются с машинами на дорогах. Поэтому депутатам нужно подумать, как всех поберечь.

Прошло не так много времени, и Ажибаев представил на обсуждение общественности окончательно прописанный им законопроект, которым самокатам, велосипедам и мопедам как бы запрещается ездить по тротуарам и дорожной части. Услышавшие это граждане, передвигающиеся пешком, сразу представили недалёкое будущее, когда они перестанут бояться просто ходить по тротуарам, которые для них и предназначены? Многие даже не поверили, что подобное станет возможным. Забегая вперёд, скажу, что правильно сделали. Не получилось у автора проекта изложить свои первоначальные задумки на бумаге.

Что же он предлагает? Автор законопроекта отмечает, что отсутствие четких норм, определяющих права, обязанности и ответственность водителей мопедов, велосипедов и других средств индивидуальной мобильности, приводит к росту аварийности с их участием. Поэтому написанный им закон поможет законодательно «урегулировать вопросы, связанные с эксплуатацией электрических и простых самокатов, гироскутеров и прочей техники, что должно обеспечить безопасность дорожного движения». И это совсем не плохо, ведь в последнее время наблюдается рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием этих транспортных средств, при которых возникает угроза безопасности как водителей, так и пешеходов.

А как же надежды безлошадных граждан на спокойную жизнь на тротуаре? Скорее всего, никак! Их надежды таковыми и останутся. Инициатор запрета делает столько оговорок, что про запрет езды по тротуарам можно уже и не говорить.

Из законопроекта вытекает, что водители мопедов, велосипедов и, как сейчас говорят, средств индивидуальной мобильности имеют право на безопасное передвижение по специально отведенным дорожкам. Кто бы с этим спорил! При этом они обязаны соблюдать Правила дорожного движения, включая ограничения скорости, ношение шлема, нарукавников и наколенников. Этот посыл даже сомнениям не стоит подвергать.

При этом, читая предложения депутата, всё больше приходишь к выводу, что первоначальное его желание позаботиться о пешеходах перетекло на заботу о самокатчиках и велосипедистах. Хотя и предлагается запретить им двигаться по проезжей части, тротуару или пешеходной дорожке, если рядом имеется специальная велосипедная дорожка или велосипедная полоса движения. Водителям мопедов, которые нынче тоже лихо рассекают по тротуарам, по новым правилам нельзя будет двигаться ни по велодорожке, ни по обочине, а тем более там, где ходят люди. Хоть что-то должно граждан успокоить.

Дальше самое интересное, что должны уяснить не столько «наездники», сколько ругающиеся на них люди. Если велодорожки нет, то самокаты и велосипеды могут смело двигаться по тротуару! Правда, лишь со скоростью не более 6 километров в час, не создавая при этом опасности для движения пешеходов. Легче ли от этого станет просто идущим гражданам? Вряд ли. Ведь какой лихач на самокате захочет передвигаться практически со скоростью пешехода? К тому же подобная тихоходная езда напрочь убивает саму идею использования самокатов.

Разница между первоначальной задумкой депутата Ажибаева и тем, что он изложил в законопроекте, заметная. По всей видимости, ему разъяснили, что надежд на появление специальной инфраструктуры, о которой написано в законе, нет. Полному же запрету самокатов, скорее всего, противятся их хозяева, для которых предоставление гражданам двухколёсной техники для поездок неплохой бизнес.

Пешему люду, которого поначалу обнадёжили спокойной ходьбой по городу, только и остаётся что вспоминать поговорку про замах, который был на рубль, а удар оказался на копейку.

P.S. Сейчас строится асфальтированная велодорожка от арки села Байтик до природного парка Ала-Арча. По делам по ней, конечно, никуда не доедешь, но если есть желание просто с ветерком мчаться на самокате или велосипеде, то лучше отправиться туда. Пешеходы там точно мешать не будут.

Александр НЕНАШЕВ. Фото WWW.