Приближается осень. Как обычно в это время начинается листопад.
А в Бишкеке в придачу к нему практически круглый год наблюдается круговорот деревьев.
Столичная мэрия с неподдельным энтузиазмом твердит жителям города про неустанную посадку зелёных насаждений. Гражданам бы этому только радоваться, а они, словно ничего не слыша, возмущаются вырубкой деревьев. Соотношение между новыми и уничтоженными растениями установить сложно. Ведь сажают в лучшем случае тоненькие прутики, которые могут и не вырасти, а пилят весьма крупные экземпляры. Если считать штуками, то какое-то равновесие, может быть, и найдётся. Если же прикинуть в кубометрах древесины, то дровосеки по объёмам заготовки дров намного опережают сажающих.
Ещё не так давно бывший уже вице-мэр Жыргалбек Шамыралиев, занимавшийся социально-коммунальными делами и в мае покинувший свой пост, клятвенно заверял, что в городе в нынешнем году посадят 10 тысяч деревьев. При этом городские «службы со всей гражданской ответственностью будут уделять внимание сохранению деревьев и построят скважины для их полива. С арычным же поливом во многих местах по-прежнему проблемы.
Скважины действительно пробурили. Например, одна из них появилась в Театральном сквере рядом с ЦУМом. Там даже что-то пытались поливать. Но в итоге, сейчас, проходя здесь, можно видеть засохшие газоны. Причём земля от долгого отсутствия влаги не просто высохла, она растрескалась.
Весьма печальная картина наблюдается на проспекте Эркиндик. Здесь стоят безвозвратно высохшие многолетние берёзы. Многие помнят известную песню ансамбля «Сябры», написанную на стихи поэта Александра Прокофьева:
Вы шумите, шумите
Надо мною, березы,
Колыхайтесь, ведите
Свой напев вековой…
Вряд ли автор смог бы написать подобные строки, будь он в Бишкеке. О каком вековом напеве может идти речь? Сколько лет деревьям на популярном проспекте? Не так уж и много. Практически все они были высажены уже в нашу бытность — наследия создателя зеленых аллей Алексея Фетисова здесь нет.
Как довели деревья, причём не только берёзы, до такого состояния знают, наверное, только нынешние работники «Зеленстроя». Скорее всего, ответственные за полив что- то упустили. Зато сюда бодро идут их смежники с пилами. Уже видны новенькие пни, по которым, при желании, можно посчитать возраст уничтоженных деревьев. Но рядом находится ещё много сухих, причём весьма высоких берёзок. Думается, что осенью, в ходе подготовки к зимним холодам, дров тут заготовят предостаточно.
Александр НИКСДОРФ.