Улицы Бишкека превратились, как видится на первый взгляд, в одну большую парковку. Практически все дороги заставлены машинами.
Исключение составляет, пожалуй, лишь правительственная трасса.
С неё патрульные моментально сгоняют любого, кто пытается остановиться. Ведь здесь передвигаются очень важные люди, и в рамках безопасности никто не должен находиться у них на пути.
В то же время руководство мэрии прекрасно понимает, что уличное пространство — неисчерпаемый источник финансов. Достаточно поставить на дороге соответствующий указатель — и начинай собирать деньги. Под это нехитрое дело муниципалитет даже создал специальную Дирекцию парковок и автостоянок. Правда, раньше много раз говорилось, что особых доходов у этой конторы нет. Всё, что собирают, на своё содержание и тратят. Бизнес такой.
Простым гражданам казалось, что всеми парковками в городе рулит мэрия.
Поэтому никаких особых разрешений, чтобы и дальше собирать с автовладельцев весомую монету, ей не требуется.
Однако муниципалитет разработал указ и надеется, что президент его подпишет, после чего городская власть в пилотном режиме получит полномочия «по регулированию порядка организации и работы парковок и стоянок» на территории столицы. Этот документ уже вынесли на общественное обсуждение.
Как отмечается в справке- обосновании, подписанной мэром столицы Айбеком Джунушалиевым, они хотят упорядочить парковочные дела в городе. Сообщается, что сейчас в Бишкеке зарегистрировано 683 тысячи автотранспортных средств, хотя не так давно таковых в столице числилось порядка четырёхсот тысяч. Абсолютное большинство этих машин передвигается по столице и периодически паркуется. Как только авто остановилось — его владелец сразу должен быть готов платить за возможность припарковаться. А это уже миллионы сомов. Если же учесть сколько ежедневно въезжает в город иногороднего транспорта… Сумасшедшие деньги вырисовываются.
В мэрии уверяют, что в связи с увеличением количества автомобилей действующая ныне система администрирования парковок и стоянок не отвечает современным требованиям. Чиновники уверены, что именно отсутствие эффективной системы провоцирует заторы, выезды на встречную полосу и другие нарушения правил дорожного движения. Это надо срочно исправлять.
В то же время, по мнению специалистов, неконтролируемые парковки в городе стимулируют избыточный поток автотранспортных средств, который превышает пропускную способность дорожно- транспортной сети. Нередко водители оставляют автомобили на краю проезжей части, усугубляя и без того неблагоприятную ситуацию на дорогах. Поэтому для успешного решения транспортных проблем необходимо пересмотреть подход к организации парковочного и стояночного пространства.
Одним из основных механизмов разгрузки и упорядочения дорожно-транспортной сети считается создание именно платного (это самое главное!) парковочного и стояночного пространства.
Конечно, наши руководители города могли бы сами всё это придумать. Но зачем, когда они на помощь призывают зарубежный опыт? Не зря же чиновники любят ездить в заграничные командировки — они оттуда привозят замечательные, как им кажется, идеи, которые иногда пытаются здесь внедрять. В мэрии даже окунулись в глубь времён, отметив, что первые счетчики на улицах для автомобилистов были установлены в 1935 году в США. У нас в те годы и в мыслях ничего подобного не было. При этом напомнили, что плата за стоянку вводится с разными целями. Кроме упомянутого уже упорядочения автотрафика считают, что это обеспечит беспрепятственное движение пешеходов, а также пополнение бюджета. Про деньги для городской казны нельзя не согласиться. А при чём тут забота о пешеходах? Можно, конечно, предположить, что припаркованные хоть за плату, хоть бесплатно машины гораздо меньше угрожают людям, чем движущиеся.
Нам сообщили, что в качестве решения проблем за границей были разработаны различные методы. Так, например, в разных районах Вены введены специфические ограничения на длительность парковки. Чтобы припарковать машину надолго, в городе f есть семнадцать перехватывающих парковок. Они находятся недалеко от автобанов, подходящих к Вене, и одновременно от остановок общественного транспорта. В Бишкеке тоже грозились организовать парковки для иногородних машин, чтобы те не въезжали в город. В центре Вашингтона парковочные зоны делятся на одно- и двухчасовые. Минимальная цена-0,5 доллара за 15 минут. В Сеуле средняя стоимость часа стоянки на открытой, подземной или многоярусной парковке — около 3 тысяч вон (время не ограничено). Бесплатные паркинги там практически отсутствуют, а за парковку в неположенном месте предусмотрен штраф в 40 тысяч вон. В Пекине парковки в основном платные, цена часа в пределах третьей кольцевой автодороги, опоясывающей деловой центр, составляет 10-15 юаней в зависимости от района, при этом время парковки не ограничено. В Казахстане в целях снижения заторов на дорогах акимат Алматы установил тариф в сто тенге и дифференцированный тариф в размере 150 тенге только в районе Зеленого базара. Там платные парковки работают ежедневно с восьми часов утра до семи часов вечера. Есть платные парковочные места и в Душанбе, где стоимость парковки составляет 3 сомони в час.
Кому интересно, сколько заграничные водители платят, если их валюту перевести в сомы, могут это сделать легко. Заодно эту плату можно будет соотнести с доходами иностранных граждан.
И куда же без ссылок на Москву. Утверждают, что там благодаря платной парковке уменьшилась загруженность дорог и снизилось количество нарушений. При этом московские дороги стали на четверть свободнее. Замечательный пример.
Стараясь хоть в чём-то не отставать от упомянутых городов, мэрия хочет ввести дифференцированную почасовую оплату на услуги парковочного пространства в Бишкеке. Планирует в центральной части города установить плату за первый час парковки в размере 25 сомов, за последующие часы — от 40 до 100 сомов. Сколько же будет стоить парковка машины для людей, приезжающих на работу? Ведь их авто теоретически будет стоять на парковках не менее девяти часов. Так половину заработанного за день и придётся отдать. И это, не считая затрат на бензин. Если бы парковочный тариф был ещё выше и деньги собирали на всех дорогах, то, возможно, многие работающие люди стали бы больше пользоваться автобусами.
В мэрии уверены, что принятие их идеи позволит упорядочить парковку автомобилей на дорогах города, что «сократит количество дорожно-транспортных происшествий, создаст благоприятную среду для окружающей среды, населения и транспортной системы».
Если президент одобрит эту задумку, то будет утверждено «Временное положение о создании и пользовании парковками и стоянками на территории города Бишкек». Мэрию уполномочат в рамках пилотного проекта, рассчитанного на шесть месяцев, принять Положение о порядке администрирования, исчисления и уплаты сбора за парковку и стоянку автотранспорта на территории Бишкека, ставки сборов и тарифы платы за пользование парковочными местами на парковках и стоянках на территории города Бишкек. При этом пилотный проект будет предусматривать организацию парковок и стоянок по зональному типу.
Неужели начнут по всему городу сооружать многоярусные паркинги? Пока там, где их обещали возвести, в том числе на месте снесённых гаражных кооперативов, строят жилые дома. Причём делается это с ведома мэрии. О владельцах машин просто забыли. По крайней мере, до момента начала разговора о повсеместных платных парковках.
Отмечается, что в случае положительной реализации пилотного проекта мэрии нужно будет внести в установленном порядке в администрацию президента Кыргызской Республики проекты соответствующих нормативных правовых актов. Поскольку парковки вводятся аж президентским указом, то его исполнение будут контролировать сотрудники администрации главы государства. Причём указ вступит в силу через семь дней после официального опубликования.
Александр НИКСДОРФ. Карикатура www.