В последний день работы Жогорку Кенеша депутаты сразу в трёх чтениях одобрили законопроект о создании Национального инвестиционного фонда Кыргызстана.

Раньше этот документ им на рассмотрение не давали. Наверное, чтобы очень долго над ним не думали. И авторы проекта оказались правы. Парламентарии так торопились уйти на двухмесячные каникулы, что решили не размусоливать обсуждение, как им сказали, важного для экономики страны закона. Тем более, что от них этого и не требовали. Главное было одобрить замысел, рождённый в недрах кабинета министров.

Наверное, никого уже не удивляет упорство, с которым правительство продвигает подобные идеи, рождая различные фонды и холдинги. Ему, видимо, мало просто руководить. Очень хочется ещё и «греться» в свете государственных предприятий.

Можно вспомнить, как в декабре 2021 года появилась информация о создании открытого акционерного общества «Национальная холдинговая компания «Наследие Великих Кочевников». В его уставном капитале значилось стопроцентное участие государства. Тогда чиновники говорили, что стране нужна крупная и интегрированная структура, способная «максимально сконцентрировать имеющиеся государственные ресурсы для реализации проектов в сфере недропользования и смежных отраслях экономики с использованием международного опыта». Цели были замечательные. Возглавил холдинг, в который из госбюджета очень быстро влили почти 3,5 миллиарда сомов, Тенгиз Болтурук. Про него на самом высоком уровне говорили, что это очень большой специалист. Не будем много говорить, как работал холдинг, но судьба «кочевников» известна — через год контора приказала долго жить.

Спрашивать с правительства за провал той идеи никто не стал. Зачем? Не получилось и не получилось. Так, что с того? Главное, была благая цель. Подумаешь, профукали много бюджетных денег. Но не просто же так. Кто-то всё-таки с них что-то поимел.

И вот нас решили порадовать новым экспериментом. Правда, скептики считают, что всех просто приглашают в цирк, на очередное выступление фокусников-манипуляторов, «творящих чудеса». При этом народ должен с восторгом на всё взирать, хлопать и удивляться. Даже несмотря на то, что все знают — нужно просто следить за руками «артистов-престидижитаторов». Как говорилось в любимой киносказке про Варвару-красу, главное, выучить это мудрёное слово, а дальше всё пойдёт как по маслу.

Сейчас общественность опять слышит правильные речи. Граждан убеждают, что фонд создан «в целях повышения эффективности управления хозяйственными обществами с государственной долей участия, обеспечения устойчивого роста стоимости хозяйственных обществ с государственной долей участия и привлечения инвестиций путем выхода на местный и международный рынки капитала». При этом кабмину уже поручено подготовить перечень хозяйственных обществ с госдолей, подлежащих передаче фонду. Сейчас многие из этих предприятий работают весьма успешно, однако большим начальникам просто смотреть на это и давать ценные указания и советы, находясь в правительстве, не хочется — им нужно самим там поруководить, буквально всем телом припав к бизнесу.

В правительстве уверены, что новый фонд сможет «развить отдельные отрасли экономики через реализацию государственных программ и инвестиционных проектов». Ведь в числе принципов деятельности фонда — наличие независимых директоров в советах директоров фонда и портфельных компаний (нынешние, наверное, зависимые), внедрение системы вознаграждения и ответственности менеджеров, ориентированной на конкретные финансовые или отраслевые целевые показатели. А также подотчетность, регулярный аудит, раскрытие информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности. То есть, в работающие компании придут новые управленцы, которым уже обещано вознаграждение. И это, наверное, очень важно! Люди пойдут на деньги.

Несмотря на то, что в парламенте обсуждения практически не было, тем не менее депутат Дастан Бекешев поинтересовался, какие компании смогут войти в фонд. Общавшийся с законодателями по этому вопросу министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев ответил, что эта участь ждёт все компании, в которых есть госдоля. В том числе «Кумтор», аэропорт «Манас», «Кыргыз темир жолу», «Кыргызтелеком». Практически те же предприятия, которые должны были управляться «кочевниками». Бекешев заметил, что фондом будет управлять сам председатель кабмина, кроме того, три места в совете директоров фонда займут лица, занимающие политические государственные должности в кабинете министров.

Затем депутат, у которого, надо полагать, очень хорошая память, задал неприятный вопрос. Он спросил, чем вновь учреждаемый фонд отличается от Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям, который лет пятнадцать назад учреждали Максим Бакиев и его друзья. Законодатель отметил, что пусть суть замысла и благая, но нехорошая схожесть с прошлым есть.

Министр ответил, что нынче не то что давеча — это совсем другое. Здесь управление будет отдано иностранным компаниям, выбранным на конкурсной основе. В фонде не будет национальных операторов. И сразу сослался на опыт Сингапура и Малайзии, которые пошли по такому же пути. Там за двадцать лет активы предприятий выросли почти вдвое. Достичь этого смогли за счёт реальной оценки активов, невмешательства госорганов, отмены права звонков в управление этими компаниями и открытая отчетность. У нас хотят, чтобы было так же. Только интересно, что сейчас мешает нашим чиновникам не лезть в дела госкомпаний? Ведь по всему выходит, что и звонки есть, и вмешательство тоже.

Бекешев напомнил, что у ЦАРИИ тоже были иностранные консультанты в лице MGN Group и Евгения Гуревича, и у них также была благая цель вывести госактивы и госкомпании на IPO. На это Амангельдиев ответил: «Здесь не будет консультантов. Будет прямая обязанность и ответственность международных компаний. На кону будет стоять их репутация и они не захотят подставлять её под удар».

Также парламентарий предположил, что все госкомпании, которые войдут в фонд, станут неподотчётны ни парламенту, ни Счетной палате. И хотя, по сути, создаётся коммерческая структура, в законопроекте прописали, что «если какой-то госорган вмешается в деятельность Национального инвестиционного фонда, то он понесет ответственность». Министр на это заметил: «Счетная палата в части дивидендов остаётся». И не более того.

Депутат Исхак Масалиев заявил, что по данному законопроекту не было проведено обсуждение и нет анализа регулятивного воздействия. Он сказал: «Я двадцать лет как депутат, но такой законопроект нельзя одобрить сразу в трех чтениях за один день. Получается, что вы (он обращался к представителю кабмина) не считаетесь с мнением депутатов. Тогда зачем нужен парламент?» Не получив ответа, поинтересовался, что будет с Госагентством по управлению госимуществом? Ему уж точно управлять будет нечем. И добавил: «Год-два назад была образована «Кыргызиндустрия», в которую вошли около 40 компаний. Будет ли она ликвидирована, так как два подобных учреждения не нужны?» Главный экономист заверил, что ведомство будет продолжать выполнять свои обязанности. Хотя и не исключил, что в будущем возможно придут к такой реформе.

Законодатель Гуля Кожокулова заметила, что по законопроекту правление — это исполнительный орган фонда. «В данном случае единственный акционер — кабмин. То есть сами с собой взаимоотношения строите? Сами создаете, сами становитесь акционером, сами учредитель, сами руководитель. Акылбеку Усенбековичу мало кабинета министров, ему мало столько министерств, что создаем такие фонды! Плодим и плодим! Не вижу смысла в таких законопроектах. Акылбек Усенбекович сам с собой будет взаимодействовать?» Но её никто уже не слушал. Все торопились в отпуск. В итоге против законопроекта выступили всего шестеро депутатов. Остальных всё устроило.

Александр Никсдорф.