Уже больше года прошло, как президент Садыр Жапаров в прошлом марте заложил капсулу под фундамент строительства, как было заявлено, многофункционального современного комплекса, который инвесторы пообещали возвести на месте сломанного ресторана «Нарын». Хоть уничтоженное здание и было заведением общепита, но оно отличалось уникальным видом и было признано памятником архитектуры.
Но памятников у нас так много, что власти резонно посчитали, что одним сооружением больше, одним меньше — город не пострадает. Помнится, сначала какие-то приезжие люди заявляли на том месте строительство отеля. Даже архитектурный конкурс провели. Выбрали самый симпатичный проект. Застройщик приступил к сносу ресторана, который уже давно таковым не был. Ломать было непросто — бетона здесь оказалось предостаточно. И когда уже практически в центре столицы образовалась большая куча мусора, мэрия Бишкека неожиданно сообщила, что ей здесь что-то не понравилось. Даже уточнили, что не годится сама идея. Мол, в этом районе отели стоят буквально один рядом с другим. Жителям города пообещали ничего здесь не городить, а создать зелёную зону. Хорошо ведь было бы иметь большой сквер рядом с не очень озеленённой площадью, где проводятся торжества.
Хозяев участка, мягко говоря, попросили отсюда удалиться. Правда, пообещали выделить им место под строительство в другом районе города. Поскольку тогда административно-территориальная реформа ещё не проводилась, то, надо полагать, они могли рассчитывать на участок, который по нынешним меркам был бы уже не очень далеко от центра. Не ведаю, получили они что-то или нет, но никаких сообщений о большом строительстве с тех пор не было.
У самих городских властей сил, чтобы разгрести строительно-мусорную кучу, так и не нашлось. Поэтому уже при новых властях решили не делать сквер на обломках, а найти денежных людей, которые всё и уберут. За это им придётся отдать целый городской квартал. Всё-таки, поразмыслив, кто-то решил, что не рационально разбрасываться дорогой городской землёй, когда можно на ней неплохо заработать.
В итоге объявилась целая группа заграничных компаний, посуливших реализовать здесь грандиозный проект — за 320 миллионов долларов возвести почти сорокаэтажный многофункциональный комплекс с пятизвездочным отелем, жилыми апартаментами, торговыми площадями и огромным подземным паркингом.
Хлопнули уважаемые люди по рукам и работы начались. Площадку расчистили и выкопали небольшой котлован. В нём и провели упомянутую церемонию с капсулой. Инвесторы поблагодарили президента за личное участие в процедуре и клятвенно пообещали, что через два года здесь будет стоять нечто громадное.
После этого строители, показывая размах своих задумок, раздвинули забор насколько это было возможно, даже захватив часть прилегающих к кварталу дорог. Масштаб здания требовал сооружения подземной части от одного края квартала до другого. Бишкекчане повозмущались, но вскоре затихли.
И началась копка котлована. Если раньше капсулы с посланием потомкам укладывали прямо в бетон фундамента, то здесь до сооружения основания было неизвестно ещё сколько времени, поэтому ограничились тумбой, в которую и спрятали капсулу. Потом памятную вещь убрали. Надо полагать, до лучших времён. Возможно, капсулу потом торжественно перенесут в фундамент, а может быть, установят где-нибудь в здании, чтобы посетители и жильцы могли ею любоваться.
Время идёт. Котлован копают. Он уже прилично углубился. В какой-то части даже забетонировали откос ямы. Это мы увидели, потихоньку заглянув за ограду. Рабочие здесь почти не мелькают. Почему нет активности — общественности не сообщают. Поэтому люди вынуждены сами строить всевозможные догадки.
Первым делом все вспомнили, что имя одного из инвесторов — Хабибуллы Абдукадыра — звучало в связке с Раимбеком Матраимовым, когда проводились расследования о коррупции на таможне. Но когда дело коснулось больших инвестиций, об этом решили забыть. Люди же вкладывают деньги в большое строительство, так зачем их нервировать?
Потом неожиданно начались проблемы у Раима. Сейчас он вообще находится СИЗО. И работы на объекте практически приостановились. Случайно это или нет, но люди задались вполне резонным вопросом: а не бывший ли таможенник, который, как недавно заявил глава ГКНБ Камчыбек Ташиев, должен вернуть государству ещё 200 миллионов долларов (ранее он уже отдал 2 млрд сомов), финансировал сей объект?
Судя по нынешнему состоянию стройки, до её завершения ещё ой как долго. Через год здесь явно ничего не появится.
Александр НИКСДОРФ.