Мэрия столицы, озабоченная решением проблем пробок на дорогах, решила наконец-то внедрить чужой опыт, о котором давно говорили граждане. Речь шла о перекрестках, на которых машины не могут быстро выполнять поворот из-за нескончаемо движущейся толпы пешеходов. Есть у нас места, где действительно очень много народа.
Чтобы как-то притормозить бесколёсных граждан, начали с внедрения на пересечении проспекта Чуй и улицы Шопокова диагонального перехода. При этом несколько изменили работу светофора, что стало позволять сначала двигаться машинам по одной улице, потом движение разрешается для транспорта, находящегося на перпендикулярной дороге. Всё это время люди должны стоять — для многих это стало сюрпризом. Зато потом сразу для всех пешеходов включается зелёный сигнал, и они могут идти через дорогу в любом направлении, в том числе и по диагонали. Теперь уже все машины стоят.
Казалось бы, всё просто и доступно для понимания. Однако подобное оказалось не так просто для невнимательных граждан. Если в первый день переформатирования движения на всех углах стояли милиционеры, пытавшиеся регулировать хождение пешеходов, то уже на другой день они исчезли. Видимо, решили, что всех уже всему научили.
И тут началось. Выяснилось, что граждане не смотрят на светофор, предназначенный для них. Люди ориентируются на движение машины. Как только те начинают двигаться, народ тоже смело шурует через дорогу. На сигналы поворачивающих автомобилей, которые здесь никого не должны пропускать, а быстро проезжать, люди реагировали весьма агрессивно, ругаясь и размахивая руками. Их долго приучали, что машины должны уступать им дорогу, а тут происходят странные вещи.
Раньше игнорирование светофора пешеходами наблюдалось, кажется, только на одном перекрёстке — улиц Киевской и Бейшеналиевой около Ошского рынка. Не знаю откуда в тот район съезжалась публика, но неоднократно было замечено, как граждане переходили дорогу вообще не обращая внимания ни на светофор, ни на машины — им казалось, что кроме них здесь никого не существует. Возможно, это были жители сёл, где в принципе движение никак не регулируется и школьные поучения, которые должны все знать, «красный — стой, жёлтый -жди, а зелёный свет — иди», им с детства были неведомы. Правда, подобная аномалия мне встречалась только в одной уже названной точке города. В других местах люди словно прозревали.
И вот около ЦУМа стало понятно, что красный сигнал пешеходного светофора народ в упор не видит. Казалось бы чего проще: загорелся зелёный марширующий человечек — иди, пока изображён красный — никуда не топай. Но это не для наших людей. Достаточно было, чтобы вперёд рванул один, как за ним начинали двигаться остальные. Спросил одну из девушек, зачем она пошла на красный свет. Ответ был прост до наивности: «Все пошли, и я пошла».
То, что жители столицы игнорируют светофор и испытывают судьбу, наблюдалось неоднократно. Например, сигнал запрещает переходить дорогу, но если поблизости нет машин, люди идут. Ничего удивительного в этом нет — наши граждане в принципе относятся к законам с заметным пренебрежением, а уж на какие-то дорожные правила они просто плюют. Как-то услышал разговор двух взросленьких джигитов, рвущихся перейти дорогу, когда следовало подождать. Один пытался удержать товарища и говорил: «А вдруг сейчас машина на нас наедет?» В ответ услышал: «Пусть только попробует, отвечать будет». Прекрасная самоуверенность. Тем более, что у нас действительно всегда виноват водитель, управляющий несущим опасность транспортным средством, а не пешеход-нарушитель. Правда, молодому человеку, оказавшемуся под колёсами, сильно повезёт, если он отделается только ушибами и лёгкими травмами. Но ведь в «состязании» с автомобилем можно и с жизнью расстаться.
Обратил внимание, как нововведение обсуждали в социальной сети. Граждане тоже заметили, что пешеходы, не внимающие светофорам, начинают метаться на проезжей части, вызывая хаос. Вполне грамотная дама заявила: «Я не поняла, как эти десять сэкономленных шагов добавили удобства». Ей ответили, что за одну «сессию» зеленого сигнала она не успевает пройти сразу два перехода и вынуждена ждать, чтобы перейти и вторую дорогу. Дальше прозвучало недовольство, что теперь пешеходам приходится дольше ждать, чтобы преодолеть проезжую часть. Это действительно так. Если раньше нужно было стоять секунд тридцать, то теперь ожидание возросло раза в два. Кого-то это сильно раздражает. Правда, граждане упорно не хотят понять, что изменения сделаны не для них, а для ускоренного проезда автомобилей, которым они и мешали.
По этому поводу вспомнился не совсем детский анекдот. На переходе жена нетерпеливо говорит мужу: «Пошли уже, чего стоять?» Он: «Не торопись, подожди полминуты». Жена: «Это долго». Вдруг стоящий рядом мужичок поворачивается к мужу и шёпотом говорит: «Вы счастливый человек, если для вашей жены полминуты — это долго».
Александр НИКСДОРФ. Фото www.