Среди читающих эти строчки, наверное, найдутся те, кто в 70-80-е годы прошлого века, получив Жайылскую районную газету «Трудовая слава» (так она тогда называлась), искал в ней стихи любимого многими читателями поэта Николая Ивановича Теплова.
Четверть века прожил он в городе Кара-Балта. Волею судьбы покинул Родину – Сибирь, где отработал в журналистике тоже четверть века, и в 1976 году уехал в тогда еще союзную Киргизскую ССР.
К сожалению, прошло уже более 20-ти лет с тех пор, как нет Николая Ивановича в живых. Мы прошли с ним семейный и творческий, профессиональный путь длиной в 26 лет. Но, думаю, почитатели его таланта не забыли его и его замечательные стихи. Поэтому в память о коллеге и в честь 95-летия со дня его рождения я хотела бы старожилам напомнить, а молодым рассказать о жизни и творчестве Николая Ивановича.
Он родился в Сочи 95 лет назад. Репрессированных родителей выслали в Томскую область, где они вскоре умерли. Колю Теплова воспитывала старшая сестра. Нелёгкой была жизнь мальчика-сироты. Особенно в годы войны. Ему, подростку, пришлось работать пастухом и пахарем, охотником- промысловиком в глухом таёжном селе Овражное. Но уже тогда начали проявляться его творческие способности. В девять лет его первая заметка появилась в «Пионерской правде».
В Кузбассе он оказался после армии. Сперва работал на шахте. После серьёзной травмы в 1956 году предложили грамотному горняку редактировать шахтовую многотиражную газету. А в 1958-м году пригласили Николая Ивановича Теплова в штат газеты «Борьба за уголь» шахтёрского города Анжеро-Судженск в Кузбассе.
Его бывшие коллеги из Кузбасса вспоминают:
«Каково было недавнему рабочему перейти буквально от станка к редакционному столу? О том памятном для него времени Николай Иванович напишет позже в поэме «Репортёр»:
Мой стол… В ту пору я несмело К нему пришёл от верстака.
Хотя старался, мыслил, делал — Никак не шла к строке строка.
И холодел я, замечая,
Что не пишу, а воду лью,
Что я совсем не различаю,
Где репортаж, где интервью.
На помощь талантливому парню пришли ветераны-газетчики: ободряли, учили, правили. Поначалу бывало так:
… И сдал я первый опус.
А через день увидел я:
В газете не моя статья —
Моей была одна лишь подпись…
Скромный, но гордый парень поначалу протестовал, говорил, что не хочет быть у коллег «на шее гирей». А в ответ:
…Ты разбирайся, что и как,
Всё постижимо в этом мире.
Не будь лишь к людям слеп да глух,
Но к языку, да фактам — строже.
А на счёт гирь… Ты — наш. Ты — друг.
Подскажем, выправим, поможем…
Такая дружеская помощь помогла проявиться и закрепиться талантам молодого корреспондента. Не обманул он ожиданий старших коллег, и вскоре корреспондента, поэта Николая Теплова признали в редакции мастером слова. Даже его бывшие наставники-ветераны порой обращались к нему за советом. Потому что знали, как мастерски владел он литературным словом, как умело использовал в своей работе всё богатство родного языка.
Его уважали и любили и в Кузбассе, и в редакциях изданий Кыргызстана, в частности, в редакции Жайылской районной газеты «Трудовая слава», корреспонденты, машинистки, полиграфисты и нештатные авторы. За талант, за доброту, за добрый мягкий характер. А ещё — за умение общаться, работать с людьми. А работал он с ними так, как учили его самого. И уже они, увидев свои материалы в газете, восклицали иногда:
— Господи, Николай Иванович, Вы же, по сути, переписали наши материалы. Это же Ваши фразы и образы. А нашими остались только «думы».
— Хорошо думать тоже надо уметь, — добродушно улыбался он. — А что касается образов, тут мы сейчас всё детально разберём и обсудим. И в следующий раз вы сами украсите ими ваши стройные мысли и интересные задумки…
Даже в самом, на первый взгляд, бесперспективном авторе умел находить Николай Иванович творческие задатки и старался «вытащить» их, как говорится, на свет божий. Проведёт с человеком работу над ошибками. А вскоре получит тот газету со своей заметкой и мысленно воскликнет: «Неужели это я так написал?!»
Часто приходили в редакцию любители поэзии со своими стихами. И так же внимательно работал с ними Теплов. В Кузбассе, чтобы работа эта была более результативной, в 1968 году по его инициативе при редакции анжеро-судженской городской газеты была создана литературная студия. Она, по сути, стала прародительницей ныне действующей литературной студии имени В.Д. Фёдорова. Кстати, этот знаменитый поэт был любимым поэтом Николая Ивановича. Он в молодые годы активно участвовал в творческих семинарах своего кумира.
В чудесную страну поэзии, в таинственный мир художественной прозы увлекал Н.И. Теплов любителей литературы. А они твёрдо усваивали его главный наказ: «Писать надо о том, что хорошо узнал, пережил, прочувствовал сам. То есть пропустил через душу и сердце. Иначе вместо стихотворения или рассказа в лучшем случае выйдет зарифмованная газетная информация или чья-то чужая мысль за твоей подписью».
От души радовался наставник литературным победам своих учеников.
Трудно даже назвать число его воспитанников, последователей, подражателей. Некоторые из них стали видными профессиональными журналистами, руководителями средств массовой информации в республике и за ее пределами, выросли в талантливых поэтов.
Что и как писал сам Николай Иванович? Его стихи и рассказы, поэмы и очерки высоко оценивали известные поэты и писатели. Рядовым читателям он запомнился своими стихотворениями о любви — светлой и печальной, тревожно-жгучей, но неизменно искренней и по-человечески понятной всем, благодаря которой
…Храмы строили, сеяли кости
Просто ради женской улыбки…
А как он писал о необъяснимой, роковой избирательности в любви, пусть и безответной!
У каждого есть женщина одна,
С кем связаны волненья и тревоги,
С кем нас души сроднила глубина,
И с кем нас в жизни развели дороги.
И лишь потом, в напластованьях лет
Они всегда проходят только мимо,
Но в сердце остается тонкий след
Той лучшей, той единственной, любимой.
Он словно след алмазного резца
На грани закаленного металла,
Есть у него во времени начало,
Но нет, пока живем, ему конца…
У него были глубокие по смыслу, яркие образные строчки. В них явно звучала святая жизненная цель поэта:
… Чей-то взгляд оживить,
Чью-то душу согреть,
И над пошлостью чьей-то
Поставить кресты…
Поэт Теплов в своих стихах рассуждал о жизни, о вечной борьбе добра и зла, милосердия и жестокости:
Предать любовь и изменить мечте,
Избить ребёнка и унизить друга —
Всё это значит встать под острый угол
К порядочности, правде, доброте.
А ещё наш коллега запомнился нам и его читателям газетными материалами — яркими, глубокими, интересными. Он писал на разные темы, в разных жанрах. Его материалы печатались и в областных газетах Кузбасса, Чуйской области, в изданиях центральной печати республики.
В Кара-Балте Николай Иванович вернулся к задуманной книге об угольном Кузбассе. Его творческий замысел основывался на реальных исторических фактах, собранных во время встреч со старожилами, потомками тех, кто искал и нашёл в Сибири каменный уголь. К сожалению, не успел он закончить свой роман, который хотел озаглавить «Горючий камень». Но несколько глав есть, и они будут опубликованы в Кыргызстане.
Жайылцы его помнят как редактора Жайылской районной газеты, как автора книги «Земля Жайыла» и напечатанных в разных изданиях поэм, рассказов, стихов. Имя Н. И. Теплова занесено в Книгу почёта Кыргызской Республики. Он — Почётный гражданин города Кара-Балта.
Поэт-лирик Николай Иванович Теплов остался в памяти знавших его людей глубоко мыслящим человеком, который верил в победу добра над злом, в великую силу человеческого разума. И в этом смысле символично перекликаются два его стихотворения, написанные в 70-е годы прошлого века и в конце его жизни. Первое так и называется «Разум». Оно увидело свет во время бесчеловечной войны Америки во Вьетнаме:
Когда над Землёй пламенеет напалм,
И смерть бомбовозится над головами,
Неужто бы кто-то убийц называл
Разумными высшими существами?
А это, можно сказать, последующие думы о роли поэта как гражданина в судьбе страны:
Чего желать, когда прозрачно-тонко
Огонь души горит всему назло,
Когда страна, как раненый орлёнок,
Становится на прочное крыло?..
Таким и помним журналиста и поэта Николая Ивановича Теплова мы, его коллеги, ученики и земляки.
Любовь ТЕПЛОВА-ФИРСТОВА, г. Кара-Балта.
* В материале использованы воспоминания журналистов, ветеранов анжеро-судженской городской газеты «Наш город» Кемеровской области Российской Федерации.