Кабинет министров рассмотрел и одобрил собственное распоряжение «О модернизации структуры среднего общего образования». Большие начальники заявили, что это делается для «повышения функциональной грамотности и компетенций обучающихся через внедрение принятых в мировом сообществе образовательных тенденций». А то у детей проблемы и с грамотностью, и с компетенциями. Главное, что для этого решено изменить продолжительность обучения в школе-до двенадцати лет.
Несмотря на многочисленные возражения граждан против этого, чиновники в очередной раз решили, что народ наш не очень грамотен (с компетенциями у него проблемы) и прислушиваться к его крикам не стоит. Люди просто не понимают, что всё делается исключительно в интересах их детей. Поэтому все должны просто уяснить, что принятым решением дан старт начала, как было заявлено, «поэтапного перехода системы школьного общего образования на 12-летнюю модель обучения». Теперь обратного хода нет. Только вперёд.
Специалисты, правда, попытались сказать, что, прежде чем «рвать рубаху», было бы неплохо, чтобы вопрос всесторонне исследовала авторитетная комиссия, составленная не из чиновников, определившая, какое действительно нужно образование нашим детям и сколько лет оно должно длиться. Но и их слушать не хотят.
Кабмин предлагает обновить школьное обучение в соответствии «с современными образовательными тенденциями, обеспечивающими развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны». Когда читаешь подобные фразы, понимаешь, что чиновники прекрасно научились жонглировать словами. Они как бы и озираются вокруг себя, но людей в упор не видят. Для них это лишь копошащийся человеческий капитал.
Отмечено, что при переходе на 12-летнее обучение обязательным школьным образованием будут охвачены поголовно все 5-6-летние дети. Правда, министр образования Догдуркул Кендирбаева заявила, что, несмотря на столь длительное нахождение в школе, выпускники всё равно будут оканчивать её в 16-17 лет. Если так, то не стоит удивляться, что от безысходности с обеспечением малышей детскими садами их сразу с четырёх лет начнут сажать за школьные парты. А что в этом такого? Наши дети умные и нечего им игрульками в детсадах заниматься. И со строительством детсадов можно будет не напрягаться. Научился ребенок говорить и садиться на горшок- сразу в школу.
Да и учителя, занятые нынче в нулевых классах, при 12- летнем обучении станут работать в первых. Естественно, что им для этого придётся пройти специальные курсы повышения квалификации. Как сообщили в Министерстве образования, сейчас в школах организованы свыше 4 048 кабинетов по пред- школьной подготовке, которые оснащены соответствующим возрастным особенностям детей учебной мебелью и учебными пособиями. Осталось только приколотить на двери этих кабинетов таблички «1 класс» и всё уже готово!
Не забыли упомянуть и о переполненности школ. Сейчас на имеющихся учеников учебных комнат не хватает. В классах сидят до полусотни учеников. Это печалит. А если появится ещё и двенадцатый класс? Но кабмин, кажется, это не пугает. Чиновники заявили, что «потребность в дополнительных ученических местах планируется решать совместно с органами местной власти по итогам инвентаризации школьных зданий и их материально-технического оснащения». Странно, что не провели инвентаризацию для решения нынешних нужд и не сделали так, чтобы ученики сидели в классах свободно. Но, видимо, ещё не было соответствующего распоряжения, без которого ничего не делалось.
Странно, что распоряжение о реформе появилось раньше создания условий для обучения. Наверное, всё будут решать (а может быть, и не будут) на ходу. Впору вспомнить старый одесский анекдот. Муж приходит домой и говорит жене: «Маня, жарь рыбу!». «Так рыбы нет». «Ты жарь, рыба будет».
В администрации президента заявили, что в стране поменяют учебные планы, которые были утверждены всего десять лет назад. Видимо, они уже устарели. Граждан обрадовали, за образец возьмут опыт успешных в плане образования стран.
При этом разрабатывать планы и методологию будут не наши профессора, а сингапурские, а основой станет методология Кембриджского университета.
Впору заметить, что система образования в Сингапуре построена по британскому принципу. Причём преподавание ведется на английском языке, а обучение начинается с трёх лет. Что в итоге получится? Наши депутаты ратуют, чтобы в школе обучали исключительно на кыргызском, а им в пример хотят поставить Сингапур с английским. Неужели, пересилив себя, законодатели согласятся заменить в школах русский язык на английский?
Сразу почему-то вспомнились времена Аскара Акаевича, когда нам рассказывали, что Кыргызстан скоро станет второй Швейцарией. Потом нас собирались вести по экономическому пути Малайзии. Республика должна была стать то ли очередным восточным тигром, то ли драконом. В правительстве писали всевозможные программы, реализация которых, если чуть-чуть поднапрячься, выведет страну в число самых передовых стран. К сожалению, на лозунгах всё и заканчивалось. Вообще, по написанию программ Кыргызстан мог бы смело претендовать на звание чемпиона мира. Теперь у нас будет сингапурско-кембриджское образование. Посмотрим…
Также прозвучали сетования, что все учебники, по которым обучаются школьники Кыргызстана, не соответствуют стандартам ОРТ. Странно, почему учебники, которые без устали переписывают наши специалисты, для этого не подходят? Оказывается, у нас не обучают логическому мышлению и не рассказывают про обработку данных. Теперь всё поменяют и заодно переучат всех учителей.
Сообщено, что планируется за счет бюджета закупить в Сингапуре 46 наименований предметной и англоязычной литературы. Наш президент поручил способствовать этому процессу. Отныне, как сказано, столь дорогие учебники будут доступны не только ученикам частных школ, но и каждому юному кыргызстанцу.
Намечено, что переход должен состояться быстро — в течение двух-трёх лет, а не через десять. Как подчеркнул чиновник: «Нет времени откладывать всё это».
Инициаторы 12-летнего обучения сетуют, что выпускники кыргызстанских школ, заканчивая 11-й класс, перед поступлением на первый курс заграничных вызов должны проучиться дополнительный год. В результате они теряют один год. Создаётся впечатление, что в президентской администрации уверены, что все школьники страны поголовно отправляются на учёбу в дальнее зарубежье. Но это далеко не так. В отечественных вузах и, например, российских, достаточно нынешнего срока обучения в школе. Интересно, сколько наших выпускников сразу после школы отправляются в Англию, Германию, США. Неужели их тысячи? Сомневаюсь. Минобраз не сообщает сколько таковых. Но, думается, хорошо, если пара сотен наберётся. Так из-за этих «умников» всем остальным тоже нужно будет «париться» в школе лишний год?
Как сообщили в администрации президента, система образования в Кыргызстане нуждается в изменениях, потому что многие аспекты этой системы остались неизменными с советских времен и не соответствуют современным требованиям и вызовам.
«Это включает в себя устаревшие методики обучения, недостаточное использование информационных технологий, недостаточную подготовку к требованиям рынка труда», — отметил собеседник.
Как отмечали ранее в кабмине, модель 12-летнего обучения обеспечит лучшее качество обучения, подготовку студентов к современным реалиям и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Примечательно, что в октябре прошлого года, когда депутаты спрашивали Догдуркул Кендирбаеву об её отношении к введению 12-летнего образования, она говорила, что сначала необходимо решить существующие в сфере образования проблемы и только потом переходить. Тогда чиновница прямо заявила: «Не могу сказать, что без дополнительных материально-технической базы, педагогов и учебно-методических комплексов можно перейти на 12- летнее образование».
Через месяц министр сообщила, что Азиатский банк развития образовательной реформы предоставляет грант на сумму 20 миллионов долларов и такой же кредит. Кредит выделят на 24 года под 1,5 процента. Эти деньги направят на улучшение преподавания предметов с особым акцентом на науку, технологии, инженерию и математику (STEM-предметы) на уровне школьного и высшего образования. Причем их дадут, если страна заявит о переходе на 12-летнее обучение. Когда об этих деньгах Кендирбаева рассказала депутатам, те были против, заявив, что продвижение проекта делается не в интересах государства и подрастающего поколения. Законодатели даже предположили, что лоббируются чьи-то интересы и всё делается ради получения денег.
Прошло всего полгода и оказалось, что министерство уже готово добавлять ученикам ещё год школьной учёбы. В социальной сети Кендирбаева написала, что министерство к преобразованиям готовилось несколько лет. Однако эта инициатива, по словам министра, дважды не была поддержана в Жогорку Кенеше. Она добавила: «В этот раз мы переходим на 12-летнюю модель школьного образования по поручению президента КР». Вот и ответ на все вопросы. Раз глава государства дал команду, то все должны поддержать и исполнять. По-другому никак. И здесь даже обсуждать нечего. Уверен, что теперь и депутаты быстро поддержат этот вопрос, да еще и извинятся, что раньше просто не понимали, какие блага несёт нашим школьникам двенадцатилетнее образование.
Также министр заметила, что спонсорских денег не будет — всё проведут за счёт бюджетных средств. А то, что не хватает школ, так их сейчас строят невиданными темпами. За последние три года в республике возведено 216 школ. В этом году за счет республиканского и местных бюджетов, а также при поддержке партнеров построят 147 школ. В Бишкеке оптимизируют школы с небольшим количеством детей. С учетом текущей внутренней миграции, в Чуйской области, в том числе в селах вокруг Бишкека построят 46 школ, а по республике будет построено около 200 новых школьных зданий.
Министр заявила, что 10,11 и 12-й классы направят на профориентацию ученика. Старшие классы будут с углубленным изучением какого-то языка, физики, математики, если школьник хочет выбрать профессию, связанную с наукой. Будет предоставлена возможность получения сертификатов для рабочих специальностей. «Почему бы школьникам не освоить профессию повара? — заметила Кендирбаева. — Есть огромные швейные цехи, но специалистов нет. Самые востребованные профессии можно будет освоить в школе». Министр на полном серьёзе рассуждает, что вместо учебы в специализированных заведениях, которые когда-то называли профтехучилищами, требуется двенадцать лет держать учеников в школе? При этом кого-то, чтобы поехал учиться в далёкие университеты, а кого-то, чтобы строчил на машинке?
Вопросов много.
Александр НИКСДОРФ. Карикатура www.