Как только появилась система «Безопасный город», призванная бороться с нарушителями правил дорожного движения, так в число самых отъявленных нарушителей попали водители машин скорой помощи.
Все видят, как эти неисправимые «лихачи» гоняют по дорогам с большой скоростью. Да ещё и людей сиренами пугают. Просто дорожное хулиганство. Заставить их ездить строго по правилам трудно. Они никак не хотят понять, что соблюдение установленного скоростного режима — это свято. И ведь всё время находят отговорки, оправдывая своё поведение, что торопятся к людям, которым нужна помощь медиков.
С ними можно было бы согласиться и даже поверить, что вдруг они, как мультяшные Чип и Дейл, и вправду спешат. Но есть бдительные товарищи, не желающие на слово верить нарушителям и пытающиеся их воспитывать рублём, точнее сомом. Работают они в Центре мониторинга ГУОБДД. Ладно бы, если фиксация нарушений и последующая раздача штрафов делались исключительно в автоматическом режиме без участия человека. Но ведь мониторят зафиксированные нарушения вполне живые и, хотелось бы думать, разумные люди. Однако они принципиально не хотят понимать, а может быть, просто прикидываются непонятливыми, что водители скорой не просто так куда-то торопятся. Словно безмозглые железные автоматы специалисты центра усердно твердят, раз система зафиксировала превышение скорости — нужно платить штраф. И шлепают десятками и сотнями бумаги, называемые «Сведения о правонарушении», которые отправляют руководителям скорой помощи.
Видя, как они работают, можно решить, что наличие погон налагает на них определённые обязанности. В первую очередь — не думать. Вообще. Для мыслительного процесса у них есть начальство. Но поскольку само руководство на рутинные дела со штрафами не отвлекается, то просто не обращать внимания на нарушения машин скорой помощи служивые люди не могут, поскольку у них на это, наверное, нет полномочий. Вот и отправляют пачками «письма счастья».
Директор одной из негосударственных служб скорой показал нам огромную стопку присланных ему подобных бумаг. Практически на каждой из них написано «Превышение установленной скорости движения на величину свыше 20 км/час, но не более 40 км/час». И указан размер штрафа «30 расчётных показателей (3000 сомов)». Реже есть штрафы в 1000 сомов, когда скорость превышения не свыше 10 км/час, но есть и 5500 сомов, когда машина шла быстрее 100 км/час. При этом он сказал, что ворохи подобных требований по оплате штрафов могут показать руководители всех «скорых», в том числе и государственных. Для борцов за порядок на дороге нет разницы, кому принадлежит машина. Правда, некое различие всё-таки присутствует-частные скорые платить штрафы должны из собственных средств, тогда как государственные — из бюджета. Хотя, как, например, заметили в столичной мэрии, средства на подобные расходы в бюджете городской скорой помощи не заложены. Поэтому порой водители должны сами раскошеливаться, расставаясь с частью зарплаты. Говорят, что и пожарные машины, спешащие тушить возгорание, тоже числятся в аналогичных штрафниках.
Примечательно, что после того как в Бишкеке начали работать комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД «АвтоУраган», сотрудники, работающие с ними, стали тормозить «скорые помощи», по которым система показывает неоплаченные штрафы. При этом постоянно звучат угрозы отправить злостных «нарушителей» на штрафстоянку. С таким рвением есть вероятность врачей оставить без машин, после чего больным и травмированным, у которых будут силы, придётся самим ездить в больнички.
Руководителям служб скорой помощи в ситуации, когда штрафы превышают стоимость услуг, остаётся только задаться классическим вопросом: «Что делать?» Разоряться и прекращать работу? Но в чьих интересах это было бы? Неужели людей, нуждающихся в срочной помощи врачей? Вряд ли. А, может быть, диспетчерам, принимающим вызовы, нужно сразу договариваться с пациентами, чтобы те были готовы оплачивать и штраф за то, что врачи к ним приедут быстро? Не захотят — поедут медленно. Правда, некоторые родственники пациентов бьют медиков, которые долго едут. Но тут уж и не знаешь, что предпочтительнее — штраф или побои.
Конечно, можно было бы категорически приказать всем подобным машинам передвигаться в рамках установленных правил, ничего не нарушать, в городе не объезжать пробки, а тупо стоять и ждать, когда смогут двинуться все машины. Правда, в ПДД есть положение, гласящее: «Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения». Это значит, что водители машин экстренных служб со специальными цветографическими обозначениями на кузове, включенными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом, спешащие по вызову, могут проехать на запрещающий сигнал светофора, игнорировать действия знаков и дорожной разметки, совершать развороты на пешеходных переходах, в тоннелях, железнодорожных путях, превысить скорость, выехать на полосу встречного движения, обочину или «выделенку». Всё это они, конечно, могут, но потом получат кучу «приветов», о которых мы и говорим.
Буквально на днях депутат Жогорку Кенеша Бал бак Тулобаев на заседании парламента заявил, что на штрафы, накладываемые на машины медиков, жалуются жители регионов (видимо, там родственники нуждающихся в помощи эти штрафы уже оплачивают). Законодатель прямо заявил: «Разве так можно? Штрафуют кареты скорой помощи. Пусть госорганы выскажут свою единую позицию». Депутат Марлен Маматалиев тут же ответил Тулобаеву, что камеры «Безопасного города» не распознают мигалки скорых. Он заметил: «Необходимо переговорить с Минцифры, чтобы ввели в систему распознавания мигалки, тогда вопрос закроется».
Депутат Марат Мураталиев также предложил не наказывать водителей машин скорой помощи за нарушения ПДД, зафиксированные камерами «Безопасного города». Он сказал: «Мы все болеем. Я думаю, неправильно штрафовать водителей скорой помощи. Говорят, сумма варьируется от 30 тысяч до 100 тысяч сомов. В городе пробки, водителям приходится заезжать за сплошную линию».
Казалось бы, законодатели прониклись пониманием ненормальности ситуации. Однако принять какое-то разумное решение по этому вопросу они не могут. Вот и получается, что дальше рассуждений ничего у них не идёт. Поэтому неудивительно, что парламентарий Суйун Омурзаков, носящий погоны генерал-майора милиции и до депутатства бывший на должности первого заместителя министра внутренних дел республики, сказал, что ничего страшного в штрафах нет, просто водителям, которым выписали штраф, следует явиться в ГУОБДД. При этом он заметил: «Водители же сами не приезжают туда. Им нужно лишь поехать и отметить, что это карета скорой помощи».
Ладно, когда у водителя личного авто единичное нарушение ПДД. Получил бумагу и разок съездил в Центр мониторинга. Но скорые «нарушают» правила постоянно. Изо дня в день. Да ещё и по нескольку раз — вызовов бывает много. Вспомните, как в дни пандемии вой сирен, казалось, не прекращался ни днём, ни ночью. Представляю, сколько тогда было зафиксировано нарушений. Вот медики на колёсах и получают письма ежедневно. По всему выходит, что их руководству нужно бросить все дела — больше же им заниматься нечем, и постоянно ездить к гаишникам, доказывая, что машины везли врачей не в кафешку на обед (как порой думают работники службы мониторинга), а к больным, показывая ещё и оформленные карты вызова. Причём ни в коем случае затягивать с этим делом нельзя. Суровые ребята в милиции требуют, чтобы после получения письма, в случае несогласия со штрафом, к ним явились в течение десяти дней со дня вручения постановления о нарушении. Если просрочили, то обращайтесь в суд. Там судьи, наверное, маются от безделья, вот и заваливайте их заявлениями.
И обращаются. Передо мной полсотни(!) постановлений Октябрьского райсуда. Примечательно, что судья Болотбек Абдуллаев вынес их за один день. Производительность сумасшедшая! Хорошо, что есть в суде компьютер с принтером. Один раз текст набрал и шлёпай его десятками.
Из постановлений видно, что к ним, как и рекомендуют, обратились с заявлением «о восстановлении срока подачи жалобы в суд на постановление по делу о правонарушении». При этом указывалось, что автомобиль находился на маршруте для оказания пациенту неотложных мер по спасению жизни. Даже было отмечено, что, «согласно информации ГУОБДД МВД КР, измерительные возможности приборов фото- и видеофиксации не позволяют фиксировать включённые проблесковые маячки синего цвета на крышах автомобилей скорой медицинской помощи, потому что у них нет цветового синего разрешения, а только чёрно-белое».
Поскольку вопрос штрафа должна рассматривать комиссия, принимающая заявления только в установленные сроки, то медики и просили восстановить срок подачи жалобы, пропущенный по уважительной причине — невручения заказного почтового отправления. Такое тоже возможно. Заметим, что, например, на одном из конвертов почтальон написала «подоткнули в ворота».
Примечательно, что представители ГУОБДД в суде не возражали против жалобы. Они, как написано, оставили решение вопрос на усмотрение суда. Казалось бы, нет никаких препятствий, чтобы медикам, не сумевшим скоренько написать все жалобы, восстановить срок подачи заявлений. Но судья проявил удивительную принципиальность. Абдуллаев написал, что раз руководство медслужбы не болело, не находилось в командировке и не было никаких стихийных бедствий, то есть нет уважительных причин, то он отказал в удовлетворении заявлений. Это можно понимать однозначно — пусть скорая помощь платит штраф.
Раз и милиция, и суды не хотят признавать необходимость быстрого приезда медиков на вызовы, то на минутку представил невозможное: во всех службах появились некие «списки неторопливости», в которые будут внесены граждане с погонами и в мантиях, а также их родственники, к которым помощь должна ехать исключительно в рамках установленного скоростного режима. И не быстрее. По- другому, наверное, эти господа не поймут, что штрафовать «скорые» — это просто глупость.
P.S. В связи со штрафами, налагаемыми на машины скорой помощи, даже не знаю, как реагировать на сообщение, что правительство на деньги нарушителей, поступившие в бюджет по проекту «Безопасный город», закупило машины скорой помощи. Наверное, рассуждали просто: чем больше «скорых» на дорогах, тем будет больше штрафов?
Александр НИКСДОРФ.
Карикатура www.