Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в интервью агентству «Кабар» рассказал об энергетических проблемах, с которыми столкнулась страна, и о предпринимаемых мерах по их решению.
— В последние дни в социальных сетях все больше стали писать об отключениях электроэнергии. В чем же причина? Плановые отключения или энергетика не справляется с возросшей нагрузкой?
— Пользуясь возможностью, я хотел бы дать полную информацию и объяснить людям проблемы в энергетической отрасли.
Первый агрегат Токтогульской ГЭС был введен в эксплуатацию в 1975 году. Другими словами, он работает уже почти 50 лет. На ГЭС ни разу не проводился капитальный ремонт, поэтому можно сказать, что она находится в непригодном состоянии. Основной гарантийный срок эксплуатации составляет 30 лет, мы используем ее непрерывно на протяжении 50 лет. Поэтому с 5 марта мы вывели на реконструкцию первый гидроагрегат Токтогульской ГЭС. Если завершить ремонт до зимы, то мы получим дополнительно 60 МВт.
А в 2022-2023 годах мы провели капитальный ремонт второго и четвертого гидроагрегатов. Третий агрегат будет отремонтирован в следующем году. Таким образом, Токтогульская ГЭС продолжит служить народу Кыргызстана еще 40-50 лет. В результате капитальных улучшений будет добавлено 240 МВт дополнительной мощности.
Кроме того, Уч-Коргонская ГЭС ни разу не ремонтировалась с момента ее ввода в эксплуатацию в 1962 году. Если нормативный срок эксплуатации ГЭС составляет 30 лет, то ее срок завершился в 1992 году. Оборудование и гидротехнические сооружения ГЭС устарели и практически непригодны к эксплуатации. В этой связи очень важна и модернизация Уч-Коргонской ГЭС.
С 5 марта мы останавливаем на реконструкцию четвертый гидроагрегат Уч-Коргонской ГЭС. В связи с этими работами текущая мощность электростанций снизится на 290 МВт/ч. В такой ситуации в энергосистеме возникнет дефицит электроэнергии в размере 290 МВт/ч, и необходимо будет ввести эти временные ограничения на использование электроэнергии для потребителей страны.
Ограничение на потребление электроэнергии вводится в часы пик в утреннее и вечернее время. Эти работы следует понимать как подготовку к предстоящему осенне-зимнему сезону. Если на объекте энергетики будут проводить работы с отключением электричества, то об этом общественность будет заранее проинформирована через социальные сети и СМИ.
Нам всем нужно хорошо понять одну вещь: за 30 лет не было построено ни одной дополнительной ГЭС. Население увеличилось почти вдвое. Потребности в энергии растут с каждым годом. Строятся дома, школы, детские сады и другие объекты социальной инфраструктуры — все они в разной степени требуют дополнительной мощности.
Кроме того, зимой мы импортируем 3 млрд. кВт/ч электроэнергии из соседних стран. Жаль, что мы, обладая огромными запасами воды, вынуждены импортировать электроэнергию. Об этом следовало позаботиться еще 30 назад, думая о чести. По крайней мере, если бы мы строили ГЭС по 50 МВт в год, то сегодня такой проблемы не возникло бы.
Сейчас я тоже мог бы провести свой президентский срок и сказать, что дальше «хоть трава не расти». Но совесть не позволила. Я готов к тому, что в глазах людей буду выглядеть плохим, но я полон решимости навести во всем порядок. Уже два года мы строим более 50 средних и малых ГЭС.
Мы запустили около десяти. Остальное введем в эксплуатацию в 2025-2026 годах. Скоро, в конце этого месяца, мы запустим ГЭС «Бала-Саруу». Мощность составляет 25 МВт. Это означает, что Таласскую область летом будут обеспечивать электроэнергией.
— В Минэнерго сообщили, что в этом году уровень воды на Токтогульской ГЭС низкий, и если мы не будем экономно расходовать электроэнергию, есть риск падения до опасного уровня. Как только появляется такая информация, обычно сразу начинают говорить, мол, «продают воду». Какова настоящая причина?
— Во-первых, невозможно продать воду из Токтогульского водохранилища. Я думаю, что эти слова — просто клевета непонимающих людей или популистов в адрес энергетиков. Там установлены онлайн-камеры. Все находится под прямым контролем. Во- вторых, кто продавал воду, пусть продает свою совесть. Если найдут способ продать, такие сотрудники не останутся безнаказанными. Они будут сурово наказаны.
— Какие еще меры принимаются для увеличения энергоемкости?
— Мы начали проект «Камбар- Ата-1». Всемирный банк предоставил средства для обновления технико-экономического обоснования. После завершения технико-экономического обоснования мы приступим к его проектированию. При этом мы не сидим в ожидании и уже 2 года ведем подготовительную работу, выделяя средства из собственного бюджета. Это дороги, мосты, тоннели и другие работы. Как только закончим, начнем строительство самой ГЭС. Когда ГЭС будет построена, она станет одной из крупнейших в Центральной Азии и даст возможность решить не только электроэнергетическую проблему Центральной Азии, но и водную.
Кроме того, готовится технико-экономическое обоснование многих крупных ГЭС. Мы не сидим сложа руки. Мы строим планы и принимаем меры на будущее. Наша цель — стать в будущем страной, которая не импортирует, а экспортирует электроэнергию. Более того, мы будем экспортировать зеленую электроэнергию.
Беседовал директор КНИА «КАБАР» Медербек ШЕРМЕТАЛИЕВ.
Фото WWW.