Шутить, порой, бывает опасно. Ведь иногда, как считают астрально продвинутые товарищи, слова могут материализоваться и тогда будет уже не до шуток.

Не так давно вице-мэр Бишкека Нурдан Орунтаев стал директором Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, именуемого для краткости Госстрой. Многие знают, что до этого назначения Орунтаев прославился войной со столичными кафе и другими объектами, которые он приказывал уничтожать. Ещё не нравились строгому чиновнику ступеньки, ведущие в магазины или во всевозможные салоны, а также установленные над входами навесы. Он требовал всё ломать. Разве предприниматели могли ослушаться высоких распоряжений? Конечно, нет. И ломали. Так большой начальник, надо считать, «наводил порядок». Кто-то даже за подобную прыть назвал вице-мэра «бишкекский разрушитель».

После назначения Орунтаева на высокий пост республиканского уровня, где человек может действовать уже в масштабах всей страны, мы с горечью пошутили, что с таким руководителем Госстрой очень скоро может превратиться в «Госслом». Ну, пошутили и ладно. Прошло пару месяцев. Мы почти забыли об этом, но парламентарии, кажется, шутку подхватили.

Нынче депутат Марлен Маматалиев предложил «устранить коллизии в законодательстве, касающемся деятельности Госагентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства». Он подготовил по этому поводу законопроект, который разместили на сайте Жогорку Кенеша для общественного обсуждения.

Речь в документе идёт о самовольных строениях. Все прекрасно понимают, что если каждый станет строить, где захочет, то будет полнейшая вакханалия. Подобное, в общем-то, и так имеет место, но строители утверждают, что они всё-таки имеют разрешения. Как их получают — вопрос другой, и этим иногда интересуются правоохранители.

В законопроекте очень подробно расписано, что именно можно считать незаконным строением. Также напоминается, что по нынешним нормам граждане, соорудившие что-то без разрешений соответствующих органов, не могут распоряжаться подобными сооружениями, тем более что эти строения вообще должны подлежать сносу. При этом указано, что снос объекта, построенного незаконно, осуществляется по решению суда. Иск на это действо подаётся лицом, права которого нарушены, либо соответствующим госорганом или органом местного самоуправления (в этом случае уполномоченным выступает Госстрой).

Казалось бы, всё прописано понятно. Однако законодатель обратил внимание, что в ряде положений, например, Кодекса КР о правонарушениях и Гражданского кодекса, есть некие разночтения. По одним статьям нарушения в сфере незаконного строительства наказываются как за обычное правонарушение. В принципе, можно отделаться лишь небольшим испугом, точнее штрафом от 20-ти и до 200 тысяч сомов – как определит суд — и не более того. По другим предусмотрен целый ряд взысканий, в том числе упомянутый уже снос — или как его ещё называют — демонтаж всего объекта либо какой-то его части. То есть, как отметил Маматалиев, законодательство предусматривает снос объекта только в качестве дополнительного последствия, а не самого главного наказания. А хочется, видимо, чтобы слом был неотвратим.

Кроме того, парламентарий заметил, что согласно статье 32 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, то действуют положения акта, регулирующего данную сферу правоотношений. Написано сложно, но цепочку взаимоотношений проследить можно. Следовательно, как уверяет разработчик законопроекта, в данном случае действуют нормы Кодекса о правонарушениях, который позволяет Госстрою самому принимать решения по сносу незаконного объекта. Причём даже без решения суда! Ненужных, как уверяет депутат, «посредников» в принятии решений можно смело откинуть. Можно предположить, что подобным решением как бы подрывается доверие к судам, в честность и непредвзятость которых и до этого многие не верили.

Подобное решение смело можно считать серьёзным оружием в руках строительных чиновников. Если сейчас парламентарии разрешат Госстрою направо и налево крушить всё что они посчитают незаконным, то только пыль стоять будет! И граждане, решившие доказать, что у них  есть все необходимые разрешения и документы на объект, даже до суда (иногда на Фемиду всё-таки есть надежда) не успеют добежать, как их творение превратится в кучу строительного мусора.

Вот тогда, как мы и предполагали, в стране будет действовать «Госслом». Однако хотелось бы понять, как подобное решение согласуется с анализом регулятивного воздействия, определяющего степень возможной коррупционной составляющей? Или нам будут рассказывать, что между владельцами строений и госстроевскими чиновниками, решившими всё сломать, торг будет невозможен?

Александр НИКСДОРФ.