Года два назад глава кабинета министров Акылбек Жапаров уверенно заявлял, что как только школьным учителям повысят зарплату, то отбоя от желающих обучать наших деток разным наукам не будет.
Как считали в правительстве, граждане, чувствующие себя педагогами и желающие получать много (по меркам учителей) денег, всё бросят и попрут работать в школы.
При этом престиж учительской профессии станет столь привлекательным, что в школу придут мужчины. А. Жапаров, помнится, тогда говорил: «Я не остановлюсь, пока девушки не скажут, что мечтают выйти замуж за учителя». Рвение главного министра можно было считать похвальным, хотя у него забот и в других отраслях предостаточно.
Со времён тех высказываний прошло уже немалое время. Девушки молчат и ничего, что от них ждали, не говорят. Остановился Жапаров в своём стремлении переженить всех учителей или нет, он не сообщает. Судя по всему, достижений в этом благом деле нет. А может быть, мы о них просто не знаем?
Кто-то заметил, что обещанное повышение зарплаты как бы действительно было. Но после нехитрых чиновничьих манипуляций — сокращения часов и запрете работать на полторы ставки, учителя стали получать даже меньше. При этом в министерстве утверждают, что всё было сделано ради самих педагогов — позаботились, чтобы они не сильно перетруждались. Вот они и не перетруждаются. Вместо ожидаемого притока учителей в школу — они её покидают.
Недавно родители учеников одной из школ, точнее даже гимназии, находящейся на хорошем счету, пожаловались, что у них с начала учебного года — то есть, уже две четверти — не ведутся некоторые предметы. В частности, речь шла о физике и химии. Можно заметить, что обучение этим наукам, наряду, например, с математикой и биологией, руководство страны объявило в числе приоритетных. Так и было заявлено, что нужно усилить преподавание естественнонаучного направления. В результате, получается, что ученики не постигают важные для себя предметы.
В школе посочувствовали родителям, переживающим за своих детей, которые не в полном объёме получают необходимые знания. И руководство учебных заведений стало рекомендовать заняться самостоятельным обучением. Если папы с мамами сами всё давно забыли, то они могут воспользоваться добрым старым советом — нанять репетитора. За деньги, конечно. Однако подобная идея не у всех вызывает восторга. Особо грамотные родители даже стали писать послания президенту. Они просят его обратить внимание на возникшую ситуацию и принять срочные меры. При этом в качестве аргумента люди потрясают Конституцией: они громко заявляют, что нарушаются права детей, имеющих по Основному закону страны право на получение бесплатного образования.
В то же время граждане уже сами ищут выход и предлагают школе найти учителя, которому они всё-таки готовы даже доплачивать, только чтобы тот занимался со всем классом, а не с каждым учеником индивидуально. Но тут все инициаторы могут дружно напороться на подводные камни, которые вокруг школы «накидали» власти. Нынче денег с родителей брать категорически воспрещается. Даже если почти все согласятся скинуться на «приходящего учителя», то всегда найдётся принципиальный товарищ, который тут же «настучит» куда надо. И тогда товарищи в погонах директора просто затюкают. Поэтому руководителю школы проще разводить перед родителями учеников руками, чем трястись в страхе, что его обвинят в сборе денег. Помнится, как в начале учебного года сразу несколько руководителей школ были задержаны силовиками. Чем завершилась их «посадка» общественности, кажется, не сообщили. Но все директора сразу уяснили, что народный совет «не зарекаться от тюрьмы» напрямую их теперь касается.
Так и хочется узнать, а куда же деваются молодые специалисты, которых стабильно готовят десятки высших учебных заведений? Неужели выпускники вузов получают дипломы учителей и забрасывают их подальше, отказываясь работать в школе? Но ведь там, опять же по заверению правительства, нынче даже неопытным педагогам платят огромные деньги, которым должны завидовать все остальные? Судя по всему, что-то получилось не так, как задумывали.
Говорят, что нынешней проблемой озаботились в отделе образования городской мэрии и тоже взялись за поиск специалистов. Там прямо отметили: «Вакансии есть по предметам химии, географии, математики, физики. На сегодняшний день идут переговоры по привлечению студентов старших курсов. Специалисты уходят из школы, чтобы устроиться на другую работу, не связанную с педагогической деятельностью, либо уходят в декретный отпуск, а также увольняются по семейным обстоятельствам». Особенно подчёркивают, что не хватает специалистов в основном в школах с русским языком обучения.
Некоторые школы действительно пытаются зазывать на работу студентов. Готовы сотрудничать даже с второкурсниками. Фактически с теми, кто сам недавно окончил школу. И совсем не факт, что вчерашний школьник способен стать учителем. Да и знаний у него, скорее всего, хватит только на чтение учебника. Но на это внимание уже не обращается — лишь бы кто-то сидел в классе за учительским столом. Правда, и студенты, узнав, что им будут платить не как настоящим учителям, а всего половину предусмотренной ставки (поскольку нет у них необходимого для работы диплома), быстро бросают это занятие. И не факт, что после окончания университета им захочется стать настоящими учителями.
Есть ли выход их сложившейся ситуации? В определённой степени. Например, в ряд школ страны в рамках международной программы «Русский учитель за рубежом» приехали более полутора сотен учителей из России. Некоторые из них преподают русский язык, но многие ведут как раз предметы, о которых и идёт речь. Но этого числа учителей, безусловно, мало. Можно было бы попросить прислать больше, но сегодня кроме Кыргызстана программа работает в Таджикистане и Узбекистане. Едут учителя и в страны дальнего зарубежья. При этом разные предметы они преподают в Сербии и Турции, а во Вьетнаме, Монголии, Китае, Египте, Сирии, Кубе, Эфиопии — только русский язык. Поэтому школам в основном приходится рассчитывать на местные кадры. Но, опять же, хочется спросить, где они?
Александр НИКСДОРФ.