Кыргызстан, Узбекистан и Россия договорились создать и развивать транспортный коридор в обход территории Казахстана. Соответствующий меморандум подписан в Ташкенте главами профильных министерств трех стран по итогам транспортного форума стран ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).
Об этом сообщает «Настоящее время».
Альтернативный путь пролегает через Узбекистан и Туркменистан. Далее по Каспийскому морю фуры на паромах могут переправиться из порта Туркменбаши как в Баку, так и в российские Махачкалу и Астрахань. Этот маршрут, как рассчитывают в Бишкеке, может стать спасительной альтернативой пока единственному пути доставки грузов из Кыргызстана в Россию и Европу. Он лежит через Казахстан, границу которого кыргызстанским грузоперевозчикам в последние годы пересекать становится все сложнее и дольше.
Пока власти в Бишкеке афишировать договоренности о новом коридоре не торопятся. Как объяснили в неформальной беседе с Настоящим Временем представители Минтранса Кыргызстана, в соглашении есть нюансы, из-за которых «не хотелось бы портить отношения с Казахстаном». Зато новость о коридоре охотно комментируют грузоперевозчики. Они подчеркивают, что о необходимости создания альтернативных путей доставки грузов в Россию в обход Казахстана они говорят уже не первый год.
«Мы не говорим, что мы обходим Казахстан. Мы никого не хотим обидеть, мы лишь хотим быть независимыми, – объясняет Игорь Голубев, замглавы ассоциации международных грузоперевозчиков (Бишкек). – А по Казахстану сегодня ситуация дошла до того, что можно уже ничего не комментировать. Все очереди видны, и все экспортеры наши прекрасно знают, что творится на Барысе (один из КПП на границе Кыргызстана и Казахстана – НВ), на стоянках, какие досмотры и какие неформальные платежи там существуют. Тут комментировать ничего не надо!»
Скопление фур, стоящих в очереди перед границей Кыргызстана с Казахстаном, наблюдается и прямо сейчас. Заторы снова начались еще две недели назад. Возмущенные водители на минувших выходных даже перекрыли трассу Бишкек–Токмок. Но пропускать быстрее кыргызстанские фуры через свою границу казахстанская сторона не стала. Очередь из стоящих сутками грузовых машин тянется уже на десятки километров.
Прямо сейчас, по словам Игоря Голубева, перевозки по новому транспортному коридору кажутся очень затратным делом. Но ведутся переговоры, чтобы для кыргызстанских перевозчиков страны по пути маршрута создали облегченные условия. К примеру, в Турменистане для транзита грузов нужны визы. Бишкек просит Ашхабад упростить их выдачу.
«Вчера было совещание в аппарате президента Кыргызстана, мы на нем присутствовали. Избраны делегаты в Туркменистан, – говорит Игорь Голубев. – Там есть определенные проблемы по визам, по дорожным сборам и так далее. Но мы хотим, чтобы правительство попросило, чтобы та сторона тоже пошла на какие-то уступки и скидки, чтобы усилить этот маршрут».
Эксперты отдельно отмечают: для того, чтобы южный коридор заработал, как того хочется Кыргызстану, Россия и Туркменистан должны вложиться в инфраструктуру своих портов.
«Каспий глубокий только в его южной части – со стороны Туркмении, Азербайджана и Ирана. А российский и казахстанский секторы Каспия настолько мелкие, что там глубина не более 4–5 метров, – говорит экономист Марат Мусуралиев. – Соответственно, в их порты могут заходить суда только с небольшой осадкой».
В Ассоциации грузоперевозчиков говорят, что есть еще один вариант альтернативного маршрута, который рассматривается в правительстве как перспективный: он ведет не через Каспий, а через Иран, и далее в Азербайджан. Он получится полностью сухопутным и расходов на паромную переправу не потребует.
Источник: «Настоящее время»