Во время беседы с депутатами парламента исполнявшая на тот момент обязанности министра образования и науки Догдуркуль Кендирбаева заявила, что приоритетным направлением министерства является увеличение в школах количества часов по кыргызскому языку. При этом она добавила, что обучение на госязыке будет усиливаться, и Минобразования будет вести устойчивую политику в этом направлении.

 

– Это государственный язык Кыргызстана, поэтому надо пойти на это. Возможно, это где-то вызовет негодование, но это наша обязанность. Возможно, в школах сёл, где нет русскоязычной среды, придется закрывать классы с русским языком обучения, потому что там не даётся должный уровень образования, – озвучила свои цели Кендирбаева.

Надо полагать, было сказано именно то, что должно понравиться законодателям. Кандидат на министерский пост явно учитывала «патриотическую» позицию нынешнего парламента. Поэтому не удивительно, что своими заявлениями Догдуркуль Шаршеевна тонко поиграла на струнах нежных депутатских душ.

И всё прошло бы тихо и спокойно, но неожиданно пресса растиражировала её заявление. Против изучения кыргызского языка никто ничего не сказал, однако многих возмутило желание новоявленного министра закрыть в сельских школах русские классы.

Многие помнят, что в первые годы независимости Кыргызстана на подъеме национальных чувств по стране усердно искореняли обучение детей на русском языке. Столицу, правда, не трогали, но в регионах требовали, чтобы всё обучение велось исключительно на госязыке. Тут усердно старались местные руководители. Им нужно было показать главным идеологам страны, что они правильно поняли поставленную задачу. Правда, вскоре выяснилось, что в областных центрах всё-таки кое-где русские классы оставили. Они были переполнены. Случайно или нет, но почему-то именно в них учились дети тех самых руководителей, ратовавших за повсеместное обучение на кыргызском. Многие родители откровенно возмущались и требовали вернуть обучение на русском. Письма с подобными просьбами писали в посольство России в уверенности, что дипломаты смогут посодействовать в этом. И где-то чиновники, несмотря на всё своё нежелание, вынуждены были отреагировать на требования граждан. Классы с русским языком обучения стали появляться даже в весьма отдалённых сёлах, где нет жителей, для которых русский язык был бы родным. Всё это показало, что не только чиновники, но и простой народ прекрасно знает, что потребуется их детям во взрослой жизни.

И вот в Белом доме прозвучало заявление почти уже министра. То, что сия дама придерживается прозападных настроений, не секрет. Но вряд ли можно было предположить, что она, даже толком не вступив в должность, сразу ополчится против обучения детей на русском языке. Причём прозвучало это на фоне недавней церемонии начала строительства русских школ в стране, старт которому дали президенты Садыр Жапаров и Владимир Путин.

Возможно, Кендирбаева запамятовала, что она уже не исполнительный директор фонда «Инициатива Розы Отунбаевой», и теперь у неё другая направленность и совсем иная ответственность. Перефразируя известный анекдот, впору сказать: «Кресло, конечно, можно сменить, а куда мыслища деть?»

Поняв, что несколько переборщила, уже на следующий день Кендирбаева на своей странице в Facebook написала, что её слова про закрытие в сельской местности русских классов многие восприняли как закрытие вообще русскоязычных школ.

«Это не так, – стала оправдываться почти министр. – В некоторых кыргызскоязычных школах открыли классы с русским языком обучения, но учителей, которые бы давали качественное образование на русском языке, нет. В результате ребенок не может освоить полноценно ни кыргызский, ни русский языки. Родители обращались к нам с просьбой решить эту проблему. Есть факты, когда нет русскоговорящих учителей-предметников, и дети продолжают учиться на кыргызском языке. Преподавание на русском языке при отсутствии русскоязычных учителей и учебно-методических комплексов не соответствует принципам гуманной педагогики, мы не можем обеспечить педагогический успех. Я высказала мнение, что правильнее закрывать такой неэффективный класс. Потому что ребенок, которому не хватает языка, не хватает знаний, не может сделать уверенный шаг к новым вершинам».

Пытаясь сделать хорошую мину, она написала, что приглашает русскоязычных учителей работать в школы.

Хорошо, что за несколько дней пребывания в министерском кресле Догдуркуль Шаршеевна уже узнала про просьбы родителей. Только вряд ли сельские жители ждали столь кардинального решения улучшения обучения на русском языке.

Не хочется думать, что очередной министр образования, кои в последние пару лет меняются со скоростью картинок в калейдоскопе, начнёт свою деятельность со скандала.

 

Александр НИКСДОРФ.