В октябре в Бишкеке пройдёт саммит глав государств СНГ. Как сообщили в секретариате СНГ, одной из тем, рассматриваемых на встрече, станет вопрос защиты русского языка. Намечается, что он будет подкреплен договором между странами объединения.

Также планируется подписание договора о создании под эгидой СНГ международной организации по поддержке и продвижению русского языка, с инициативой создания которой выступал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

В секретариате СНГ надеются, что страны оперативно проведут все внутригосударственные процедуры, чтобы главы государств могли принять решение на предстоящем саммите.

Предполагается, что создаваемая Международная организация по русскому языку станет самостоятельной структурой с широким составом заинтересованных участников. В её задачи будет входить развитие и укрепление дружбы, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества, популяризация русского языка, в том числе как средства доступа к мировым базам знаний и данных о культуре, литературе, науке, экономике, истории.

А пока в Кыргызстане президент Садыр Жапаров подписал новый закон о государственном языке. В процессе обсуждения законопроекта мы писали, что он «ударит» по русскоязычному населению республики, не владеющему кыргызским языком. Но к этому никто прислушиваться не стал. Когда решается «глобальная задача развития языка» – проблемы отдельных людей ничтожны и никого из властных господ не волнуют.

Отныне всё делопроизводство в стране должно вестись исключительно на госязыке. Авторы закона уверены, что только этого и не хватало, чтобы все заговорили по-кыргызски.

В числе лиц, обязанных отныне владеть госязыком и использовать его при исполнении служебных обязанностей, не только государственные и муниципальные служащие, депутаты всех уровней (в парламенте вообще уже русских нет), ряд других должностных лиц, но и «руководители и сотрудники учебных заведений всех форм собственности, педагогические, научно-педагогические и научные работники, а также медработники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».

На эту ситуацию отреагировал министр иностранных дел России Сергей Лавров. На встрече с руководителями российских НКО он сказал: «Сейчас востребованы усилия по продвижению русского языка, русской культуры, отечественного образования. Идут непростые процессы, в том числе и на пространстве СНГ. В частности, в Центральной Азии принимают определенные законы. К примеру, в Кыргызстане принят закон о госязыке. Несколько месяцев назад, когда только эта идея появилась, мы предупреждали наших кыргызских друзей, что это не вполне демократично. Имею в виду обязать всех госслужащих знать кыргызский язык и работать на нем. В категории госслужащих, как это перечислено в законе, оказались и учителя, и врачи государственных медицинских учреждений. Несколько раз предупреждали, но возобладала другая линия. Хотя в Конституции русский остается языком национального общения».

Выступление Лаврова вызвало негодование у местных патриотов, посчитавших, что он вмешивается в дела суверенного государства. Подумать, что российский министр проявляет заботу о соотечественниках, проживающих в Кыргызстане, эти активисты даже не могут предположить.

После этого журналисты попросили Садыра Жапарова прокомментировать слова Лаврова, уточняя, не является ли новый закон проявлением дискриминации русского языка?

Жапаров ответил: «Видимо, Сергей Лавров не изучил закон детально. В нем нет умысла подвергать русский язык дискриминации. Наоборот, в нем указано, что русский язык будет применяться в качестве официального. Такая норма есть и в Конституции. Она сохранится и в дальнейшем. К учителям и врачам закон отношения не имеет. Рассмотрим ситуацию на примере школьного учителя русского языка русской национальности. Никто не будет его увольнять с работы по причине того, что он не знает кыргызского. Для нас русский язык играет столь же важную роль, какую несет кыргызский, потому что мы выстраиваем отношения со странами СНГ посредством русского языка. Также и с Китаем, арабскими и европейскими странами мы ведем переговоры на русском языке. Здесь акцент на другом: мы хотим в полной мере развивать свой язык. При этом нам надо владеть обоими языками на должном уровне».

Как теперь интерпретировать положения закона, где упоминаются учителя и врачи? Так как он написан и как мы это читаем? Или как сказал президент? Можно ли будет русскоязычным гражданам ссылаться на толкования закона главой государства, когда у них на работе возникнут проблемы из-за незнания госязыка?

Александр НИКСДОРФ.