По инициативе президента страны в марте 2023 года в Кыргызстане было создано государственное предприятие «Кыргызфармация» при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики. Основная функция молодой организации — своевременное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями государственных и муниципальных медицинских учреждений по всей республике. Принципы, на которых основывается работа предприятия, это цена, качество и прозрачность. Как идут закупки лекарств, ожидается ли изменение цен на лекарства — об этом и многом другом нашей газете в ходе беседы рассказала заместитель директора ГП «Кыргызфармация» Наргиза Тохтасинова.

 

— Наргиза Марипжановна, расскажите, пожалуйста, как государство работает над улучшением качества медикаментов и доступа населения к ним?

—  Благодаря централизованным закупкам «Кыргызфармация» достигает хороших результатов. То есть, мы собираем заявки о потребности нашей республики и заключаем контракты с прямыми производителями лекарственных препаратов. Большие объемы закупок у прямых поставщиков, дистрибьюторов дают нам плюсы в виде снижения цен, ведь мы заключаем прямые контракты с производителями. Прежде чем закупать лекарства у фармацевтической компании, мы проводим двухэтапный мониторинг, в ходе которого изучаем аналитические справки заводов-изготовителей, сертификаты качества на соответствие международным стандартам, специальные сертификаты.

— Из каких стран к нам поступают лекарства?

— Вообще в Кыргызстан поступают лекарства из многих стран: в основном из Индии, России, Китая, европейских стран. Все ведущие страны мира сейчас ведут дженерическую политику. (Дженерик — это копия существующего лекарственного средства. В основу дженерика входит действующее вещество, аналогичное оригиналу. Обязательным условием допуска дженерика к медицинскому применению является его доказанная эффективность.). «Кыргызфармация» прилагает все усилия, чтобы на наш рынок попали дженереки высокого качества.

— Как происходит контроль качества лекарств?

— В Кыргызстане контролем качества лекарств занимается уполномоченный орган – Департамент лекарственных средств и медицинских изделий, имеющий определенные стандарты, есть процедура регистрации. Все образцы закупаемых лекарственных средств мы сдаем в департамент. Только после того, как департамент выдаст нам подтверждающие документы, мы начинаем процесс поставки в медицинские организации. Если пациент принял лекарство и у него проявился побочный эффект, он может заполнить так называемую желтую карточку — это раздел на сайте Департамента лекарственных средств. Департамент отправляет информацию в Швецию, где проводится проверка возможности использования лекарственных средств.

 — Можно ли покупать лекарства на рынке?

— Конечно, нет. Лекарственный препарат – это особый продукт. Рынок – не то место, где можно покупать лекарства. Лекарственный препарат должен отпускаться в аптеках специалистом с соответствующим образованием. Фармацевт не имеет права назначать лекарства для лечения. Он может отпускать безрецептурные лекарственные препараты, но при этом должен проинформировать пациента о побочных явлениях.

— Бытует мнение, что врачи превратили лекарства в бизнес, отправляя пациентов в определенные аптеки за дорогими препаратами…

— Врачи не имеют такого права. Другое дело, что наблюдается агрессивный маркетинг, фармкомпании нарушают правила.

— Как вы узнаёте, в каких лекарствах нуждаются кыргызстанцы?

— Минздрав непрерывно ведет мониторинг, ежегодно ведет статистику, выносит на общую комиссию, где определяет реальную потребность в препаратах, обсуждается бюджет. Государство старается полностью покрыть потребность в лекарствах и для детей с редкими заболеваниями, такими как спинальная мышечная атрофия (СМА) и другие.

— Какие изменения ожидаются в ценах на лекарства в ближайшее время?

— Цены могут остаться без изменений, если «Кыргызфармация» будет централизованно закупать в больших объёмах лекарства. До этого каждая медицинская организация проводила тендер самостоятельно, у них же были малые объемы, соответственно и цены выше. Но цены на лекарства также могут варьироваться не только от объема закупок, но и от курса международных валют на рынке.

— Производит ли Кыргызстан лекарственные препараты?

— 97% лекарств мы завозим из других стран, и только на 3% мы сами себя обеспечиваем. На сегодняшний день у нас есть «Биовит» – отечественный фармацевтический завод, выпускающий 85 наименований твердых лекарственных форм. С прошлого года они стали обеспечивать нас физрастворами. Мы должны стремиться к импортозамещению, чтобы наше государство могло само себя обеспечивать лекарствами. В последние годы наши фармпроизводители хотят выйти на большой рынок.

— Как идёт процесс приёма заявок от госмедучреждений? Не бывает ли задержек с поступлением препаратов?

— Для полноценной деятельности «Кыргызфармации» очень важную роль играет составление правильной и, что очень важно, своевременной заявки от организации здравоохранения. Постановлением кабмина от 15 ноября 2023 года утвержден порядок централизованных поставок лекарственных средств и медицинских изделий. Согласно нему «Кыргызфармация» должна получить утвержденную заявку за шесть месяцев до начала закупок. До этого организации здравоохранения подсчитывают потребность и подают заявки, которые анализируют Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Минздрав. Последний утверждает потребность и этот перечень отправляет «Кыргызфармации». Шесть месяцев – это наше буферное время, в этот период мы проводим тщательный мониторинг, анализ, где договариваемся с поставщиками, вносим оплату и доставляем в больницы. Мы столкнулись с проблемами, когда организации здравоохранения, конечно, не все, подают заявки с опозданием, и это тормозит нашу работу. Если раньше сбор заявок проходил, можно сказать, вручную, большой объем информации обрабатывался в программе «Эксель», и на это уходило почти полгода, то сейчас в целях улучшения и оперативности сбора заявок «Кыргызфармация» создала цифровую платформу. Благодаря цифровизации процесса заявки собираем в течение месяца. И в этом году мы разработали цифровую платформу для наших поставщиков с целью исключения человеческого фактора. На платформе мы предоставляем возможность для наших поставщиков, которые из любой точки мира могут получить доступ и зарегистрироваться. До дедлайна ни один наш сотрудник не имеет доступа к ключу, не сможет посмотреть коммерческие предложения, то есть это закрытая система, где не идет слив информации. По окончании дедлайна мы всё выгружаем комиссионно, все фиксируется протокольно, здесь мы уже анализируем цены.

— Расскажете о планах?

— Мы — молодая организация, которая учится на ошибках и постоянно совершенствуется. Как говорится, не ошибается тот, кто не работает. В идеале мы видим, что наша цифровая платформа будет доступна в приложении в телефонах. Мы ведем переговоры с государственными логистическими компаниями, сейчас уже на стадии заключения контрактов. Надеюсь, что мы решим эту проблему и будем своевременно доставлять лекарственные препараты до пунктов назначения с соблюдением всех необходимых норм.

Гюльзада ИТКАРАЕВА.

Фото автора.