Накануне регистрации в ЦИКе партии, решившие участвовать в выборах в Жогорку Кенеш, провели съезды. На них прозвучало немало резонансных выступлений. Одно из них – заместителя секретаря Совета безопасности Кыргызстана Омурбека Суваналиева.
Человек, получивший в народе звание кыргызского Каттани (люди постарше помнят имя главного героя – комиссара полиции – итальянского фильма «Спрут») заявил, что за рядом партий, которые готовы участвовать в парламентских выборах осенью 2020 года, стоят члены ОПГ. Генерал, в своё время работавший на самых высоких постах в Министерстве внутренних дел, а сейчас как бы занимающийся безопасностью республики, спокойно заметил и открыто сказал, что власти страны вчистую проиграли борьбу с коррупцией.
Не знаю, хотел ли таким образом Омурбек Исакович высказать главе государства, что все его заявлении об искоренении коррупции остаются только пустыми словами. При этом Совет безопасности, который тоже возглавляет президент, ничего ни сделать толком не может, ни посоветовать правоохранительным органам кого и где им хватать и куда сажать.
Суваналиев заявил: «В парламенте Кыргызстана, повсюду говорят о коррупции. Но никто не говорит, что во главе коррупции стоят организованные преступные группировки, которые руководят всем. Молчат, поскольку боятся, что завтра их ударят по голове. Потому что власти проиграли организованным преступным группировкам». Также он заметил, что все партии позиционируют себя первыми, однако хозяин у них один – известный Коля Киргиз, тот самый вор в законе Камчи Кольбаев.
В МВД весьма болезненно отреагировали на прозвучавшие слова, посчитав их просто популистскими. С обидой было заявлено, что не сейчас, а именно при Омурбеке Суваналиеве, когда тот занимал должность заместителя министра, а затем и главы МВД, организованная преступность в стране возросла и набрала невиданные обороты, в том числе увеличилось количество заказных убийств. Действительно, в то время в депутаты ЖК баллотировался криминальный авторитет Рысбек Акматбаев, родной брат которого Тынычбек не просто был депутатом парламента, а возглавлял Комитет по обороне и безопасности. Уверен, многие помнят, что в апреле 2006 года Рысбек выиграл мажоритарные выборы в родном регионе, где всё контролировал, в том числе и процесс голосования. Власти тогда не решились сразу признать его депутатом и старались всячески затягивать выдачу депутатского мандата. Это Акматбаеву не понравилось. И тогда он со своими ребятами в столице установил юрты на старой площади и начал митинговать, причём потребовал, чтобы к нему пришли президент и премьер-министр, он с ними по-пацански разберётся, почему ещё не в парламенте… История завершилась через месяц. Рысбека убили, чем напомнили всем старую истину: нет человека – нет проблемы.
Так неужели в стране сегодня всех контролируют бандиты? Не хотелось бы в это верить, тем более что в нынешнем составе парламента наличествуют бывшие министры внутренних дел – Бакирдин Субанбеков и Зарылбек Рысалиев. Да и нынче уже заявили о своём желании стать депутатами их коллеги Мелис Турганбаев и Курсан Асанов, милиционеры рангом пониже и бывшие прокуроры, вплоть до занимавших посты генерального и его заместителей. Они тоже под «чёрными»?
Ещё в ноябре прошлого года заместитель министра внутренних дел Мирлан Каниметов на голубом глазу заявлял, что в Кыргызстане нет организованных преступных группировок. Правда, он тогда же заметил, что МВД всё же ведет учет лидеров и членов ОПГ, но только в оперативных целях, и использует эти цифры для внутреннего пользования. А ОПГ в стране нет, поскольку официально признанных судом членов этих неофициальных организаций не существует. А на нет, как говорят, и суда нет. Но прошел буквально месяц, и вот уже глава МВД Кашкар Джунушалиев заявил, что в республике действуют три ОПГ, в которые входит 421 человек. Нынче же гражданам подтвердили, что в базе данных Главного управления информационных технологий МВД наличествуют три организованные преступные группировки – Камчи Кольбаева, Азиза Батукаева и Алмаза Бокушева. Однако их общая численность составляет 1 076 человек. Тут впору задаться вопросом: как за несколько месяц число членов ОПГ возросло в два с половиной раза? То ли граждане, измаявшиеся на карантине, примкнули к преступникам, то ли милиция вдруг прозрела и увидела, что опэгэшников в стране предостаточно, просто раньше они не хотели пугать народ этой бандитской армией.
Не остался в стороне от обсуждения высказываний Суваналиева и генерал Феликс Кулов, написавший пост в социальных сетях. Он заметил, что Суваналиев восседает в госоргане, который напрямую может влиять на все правоохранительные структуры. Кулов заметил, «безусловно, Суваналиев, находясь на таком посту, владеет соответствующей информацией. По каким причинам он молчал и не говорил раньше о влиянии криминала – на это он обязан теперь дать публично свое объяснение. МВД же вместо того, чтобы попросить замсекретаря Совбеза поделиться имеющейся у него информацией, второпях, на второй день фактически опровергает его заявление и делает это, как бы помягче сказать, несолидно, не по государственному, «не по-взрослому», а в стиле маленьких детей: а когда ты работал министром было еще хуже… Теперь и МВД обязано не уходить от прямого ответа и дать также прямой ответ на прямое обвинение о наличии связи криминала с провластными партиями. Страна у нас небольшая, рано или поздно все тайное так или иначе станет достоянием гласности. Но тогда за укрывательство придется отвечать. Поэтому неудивительно, что в обществе к той и другой стороне появилось не только много вопросов, но недовольство и разочарование, которое автоматически переносится на всю власть». И в этом с Феликсом Шаршенбаевичем трудно не согласиться.
Александр НИКСДОРФ.