В Ысык-Атинском районном суде по второму кругу рассматривается нашумевшее уголовное дело, известное как «дело братьев Шиянов».

Два брата (18 и 20 лет), жители Канта, обвиняются в покушении на убийство соседей – отца и сына Абдразаковых. Покушение, если верить материалам дела, было жестоким. Беспощадным. Абдразаковых били

и резали ножом. По дороге в больницу потерпевшие истекали кровью

и теряли сознание. Чудом выжили, особенно старший, Талант Абдразаков, который (опять же, если верить материалам дела) перенёс сложнейшую многочасовую операцию по удалению селезёнки…

Это – если верить материалам уголовного дела и первому приговору Ысык-Атинского суда, вынесенного судьёй Майрамкуль Тентиевой. Но верить им не стоит.

Опустим подробности прошлогоднего происшествия в Канте около дома Шиянов и Абдразаковых. Об этом наша газета в своё время подробно рассказывала. 25 июля 2018 года на придомовом земельном участке, принадлежащем нынешним подсудимым, Талант Абдразаков и его сын Адилет схватились с Эммилем и Эммануилом Шиянами.

Причиной драки стал давний соседский конфликт, а поводом – обида жены Таланта на сестру Эммиля и Эммануила, не в ту сторону бросавшую мусор.

Через час после драки Талант и Адилет отправились в Ысык-Атинскую районную больницу, попутно обратившись в милицию. Сотрудники Ысык-Атинского РОВД отреагировали оперативно. Задержали Шиянов по подозрению в хулиганстве… И очень скоро статью переквалифицировали на «тяжкие телесные» с покушением на убийство.

Свой материальный ущерб Талант Абдразаков и его сын Адилет оценили в 15 тысяч 890 сомов.

Вот с этого момента и начинается всё самое интересное.

Кроме этой суммы, официально заявленной в суде, потерпевший Талант Абдразаков (тот человек, которому согласно материалам уголовного дела удалили селезёнку, вследствие чего сильно пошатнулось его здоровье) говорил ещё о 15 тысячах сомов. Их он, по его словам на судебном заседании, отдал врачу, проводившему операцию. Ни чека, ни квитанции, подтверждающей передачу денег, у потерпевшего нет. «Получается, вы врачу взятку дали?» – спросил на суде Абдразакова-старшего адвокат Шиянов. «Получается», – ответил Абдразаков.

Следователь по адвокатскому запросу решил проверить информацию о взятке в Ысык-Атинской территориальной больнице. И оказалось, что… хирурга с анкетными данными, названными якобы прооперированным им потерпевшим, в больнице нет и не было.

Так до конца и не ясно, кто именно провёл Таланту Абдразакову операцию, которая по-научному именуется «спленэктомия» (удаление селезёнки). Но факт её удаления зафиксирован и в заключении судмедэксперта А. Шадыбекова.

А заключение эксперта легло в основу заключения обвинительного и в конечном итоге –  судебного приговора.

Как клинически выглядит сильная травма селезёнки, в результате которой её обычно удаляют? Эта травма, говорят врачи, вызывает сильнейшее, практически не останавливаемое внутреннее кровотечение. Бывает ли так, что при такой беде человек поступает в больницу с давлением 120 на 80 и пульсом 80 ударов в минуту – как у космонавта? Вряд ли. А если посмотреть данные первичного медицинского осмотра нынешнего потерпевшего Абдразакова, всё было именно так.

Без селезёнки, говорят врачи, человек вполне может жить, и жить неплохо. Однако лишних органов внутри нас нет. И потеря любого из них рассматривается как тяжкий вред здоровью. Особенно, если этого органа человек лишился не просто так, а по чьему-то злому умыслу. Человек вправе возмущаться и требовать компенсации не только материального, но и морального ущерба…

Этот ущерб потерпевшие Абдразаковы оценили в миллион сомов.

Откуда взялась эта сумма, из чего она сложилась? Никто этим не интересовался. Судья Тентиева просто взяла и удовлетворила просьбу потерпевших. Обязала своим приговором осуждённых братьев Шиянов вы-платить Абдразаковым этот самый миллион…

Случай редкий. Обычно судьи в своих решениях исходят из здравого смысла. То есть значительно снижают требуемую сумму. Чем, интересно, руководствовалась судья Ысык-Атинского районного суда Чуйской области Майрамкуль Тентиева (которая уже, кстати, подверглась дисциплинарному взысканию – правда, не за абсурдное решение, а за другую «странность»)?

Пожурила дисциплинарная комиссия судью Тентиеву за то, что приговор Шиянам она вынесла… без судебных прений и последнего слова подсудимых. Торопилась, видимо. Не до соблюдения законности ей было.

Ну да ладно, это всё-таки формальность. За это судья, может быть, только замечания и заслуживает. А вот что полагается за сам абсурдный, неправосудный приговор фактически на пустом месте? Какое наказание должен понести судья, приговоривший к большим срокам заключения (12 и 13 лет) людей, которые если в чём-то и виновны, то никак не в покушении на убийство и никак не в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевших (если не считать удалённой селезёнки, травмы Абдразаковых расцениваются как вред средней степени тяжести).

Драка происходила на территории Шиянов, куда незваными пришли Абд-разаковы. И гораздо больше она походила на самооборону.

Приговор М. Тентиевой признан незаконным после вмешательства омбудсмена Токона Мамытова. По его же ходатайству 6 сентября была проведена рентгеновская компьютерная томография органов брюшной полости Т. Абдразакова.

Томограмма ясно и однозначно показала, что у потерпевшего с якобы удалённой селезёнкой… «селезёнка обычной формы и размера, с чёткими контурами». Хорошая такая селезёнка, здоровая. Как и печень, и почки. И вообще состоянию внутренних органов 46-летнего Таланта Абдразакова трудно не позавидовать. Понятно, что человек ведёт здоровый и активный образ жизни, вредными привычками не страдает… Вот только правду не всегда говорит.

Послеоперационного шрама, говорят очевидцы, на первом судебном процессе у потерпевшего не было, а на процессе в суде апелляционной инстанции он вдруг вроде бы появился… Впрочем, проверить это теперь трудно.

Как же так? Удалённый внутренний орган вдруг волшебным образом вырос опять, регенерировался? Может, мы имеем дело с феноменом, который надо основательно исследовать учёным? Может, мы все стоим на пороге открытия века, способного перевернуть с ног на голову всё наше представление об анатомии, физиологии и внутренних резервах человеческого организма?

Увы, ничего подобного. Дело мы имеем с обычным в последнее время (хотя и преступным) головотяпством других внутренних органов. Точнее – органов внутренних дел. Ещё точнее – Ысык-Атинского РОВД, следователь которого А. Джумагулов вменил Эммилю и Эммануилу Шиянам более тяжкие, чем надо, статьи Уголовного кодекса; Ысык-Атинской районной прокуратуры, утвердившей не глядя дикое, иначе не скажешь, обвинительное заключение в отношении Шиянов… Ну и районный суд тоже постарался. Особо не разбираясь, не вникая в ситуацию, минуя прения сторон и последнее слово подсудимых, «обрадовал» их несоразмерными сроками тюремного заключения.

Ысык-Атинская прокуратура, кстати, вскоре в качестве реабилитации возбудила уголовное дело по ложному диагнозу. К ответственности привлечены медицинские работники и судмедэксперт – о чём официально уведомлена Светлана Шиян, мать сидящих в СИЗО Эммиля и Эммануила.

Прокурорские работники вроде бы косвенно признали свою, мягко говоря, оплошность, чего не скажешь о сотрудниках ОВД Ысык-Атинского района. Которые через пресс-службу ГУВД Чуйской области распространили своеобразное опровержение всего вышесказанного. Селезёнка, дескать, здесь ни при чём. Есть она у потерпевшего Абдразакова, или нет её – это, дескать, его личное дело и никакой роли не играет. Потому что, дескать, уголовное дело возбуждалось и расследовалось не из-за селезёнки, а «вообще». По показаниям потерпевших и свидетелей.

Лукавят «внутренние органы»! Совсем как селезёнка с потерпевшим «пошутила». Именно на повреждение селезёнки били они, вынося заключение о результатах проверки: «проникающее колото-резаное ранение брюшной полости с повреждением селезёнки и тонкого кишечника».

В соответствии с решением дисциплинарной комиссии Чуйский областной суд направил уголовное дело в отношении Шиянов в Ысык-Атинский районный суд для нового рассмотрения, но уже в ином составе судебной коллегии.

Каким будет приговор на этот раз? Хочется надеяться, что законным и справедливым.

А как быть с насквозь больными ысык-атинскими «внутренними органами»? Займётся ли Министерство внутренних дел Кыргызской Республики наконец их излечением?

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.