Смерть накануне экзамена
— Ой, мама! – классный руководитель Алексея в ужасе вздрагивает и бросает на стол телефон. Секунду назад она зашла в социальные сети посмотреть, когда её ученик последний раз выходил на связь. Напротив фото с подписью «Алёша» высветилось время. Алёша, если верить Интернету, был здесь… пару часов назад.
На самом деле сегодня (а разговариваем мы с классным руководителем 10 июня) – восьмой день, как Алёши не стало.
Официальная версия – самоубийство. Насчёт причин суицида версий нет. Ни одной более-менее убедительной. Ни у милиции, ни у родных, ни у учителей, ни у одноклассников.
Ещё одна странность. Куда-то подевался Алёшин мобильный телефон. Телефон, опять же по официальной версии, ищут и не могут найти с того самого момента, как обнаружили повесившегося во дворе дома девятиклассника. И вдруг кто-то с его мобильника выходит в эфир!
— А ну-ка я попробую позвонить, – учительница дрожащими руками набирает Алёшин номер. На том конце слышится долгий гудок. Телефон работает, не выключен, и даже сим-карту в нём не поменяли…
Классный руководитель по горячим следам бежит в милицию. Сообщить, что телефон Алексея «ожил». Если телефон найти, многое в этой запутанной истории может наконец проясниться.
Алёша учился в новопавловской школе. В том самом печально прославившемся инновационном лицее имени Айтматова, который всю весну сотрясали скандалы вокруг общественного фонда и директорского кресла. Девятый класс окончил с хорошими отметками… Почти окончил. Экзамены сдать не успел.
Отзывы о подростке – самые положительные. Активный, целеустремлённый, прекрасный ученик, хорошо знал кыргызский язык и играл на комузе, предпочтение отдавал естественно-научным дисциплинам, но увлекался и журналистикой. Завсегдатай различных кружков и участник всех школьных мероприятий.
Семья у Алёши вполне благополучная. Жил он с мамой и бабушкой (бабушка преподаёт в этой же школе). Отца нет – но сейчас ведь половина семей, если не больше, так живёт. Друзей среди одноклассников, говорят, у мальчика не было, но со всеми были ровные приятельские отношения. Провожал домой девочек, сумки помогал нести. Никто не припомнит, чтобы он с кем-то ссорился, конфликтовал, чтобы был чем-то озабочен или озадачен. Никаких признаков депрессии или ещё чего-то, что указывало бы на его моральную готовность к самоубийству.
— Может, – предполагаю, – экзамена боялся?
Хотя чего бы ему бояться экзамена, если никаких проблем с учёбой парень с первого класса не испытывал?
Может, дома что-то случилось?
Дома, говорят, тоже всё было в полном порядке. Ничего необычного. Вечером хорошо поел. Списывался по Интернету с одноклассниками насчёт завтрашнего экзамена…
Вообще в Интернете Алёша просидел фактически всю ночь. До четырёх утра.
А в шесть его вытащили из петли.
Что могло произойти за эти два часа? Что так подействовало на подростка, что он одномоментно решил свести счёты с жизнью? Куда пропал его телефон? Может, кто-то его за-брал? Вдруг под утро Алёша с кем-то встретился и…
Телесных повреждений, которые обязательно были бы, если бы мальчишке помогли повеситься, насколько известно, эксперты не обнаружили. Так что версия одна – самоубийство.
А причины?
По школе ходят разговоры о безответной любви. Поговаривают, что Алёше нравилась девочка-старше-классница, которая якобы не отвечала ему взаимностью. Говорят, что он даже оставил записку, где косвенно обвинил девочку в том, что он чувствует себя третьим лишним.
Записку он действительно оставил. Её нашли под подушкой у Алёши. Что дословно было в записке, никто сказать не может. А сама записка сейчас, понятно, находится в милиции, и обнародовать её пока не спешат.
У учителей школы информация такая (неточная): в записке Алексей вроде бы никого ни в чём не обвинил и ни на кого прямо не указал. Написал, что маму и бабушку очень любит, просил понять и простить…
А 6 июня…
в Сокулукском районе повесился ещё один подросток. На этот раз девочка-восьмиклассница, ученица Аралской средней школы. Нашли девочку повешенной на дереве во дворе дома. Она тоже была прилежной школьницей, ни с кем не конфликтовала, хоть и не дружила близко ни с кем из одноклассников. Отца её односельчане не видели и ничего о нём не знают. Подозревают, что он вообще не живёт с семьёй.
На этом сходство между аралской девочкой и Алёшей из Новопавловки заканчивается. Девочка была скромной, тихой, замкнутой. Алёша – ярко выраженный активист. У девочки не слишком благополучная семья – у Алексея наоборот. Девочка, говорят, судя по её поведению, заранее готовилась к суициду. И в последний день своей жизни поругалась с родственниками.
У Алёши всё случилось спонтанно. Ни с кем не ругался, о плохом, судя по всему, не думал.
Вот это и есть самое страшное: от самоубийства, оказывается, не застрахован никто. Ни тихий и скромный, затюканный подросток из проблемной семьи, ни успешный активист с прекрасными родителями и отличными перспективами. Отчаяние внезапно нахлынет… А справляться с ним 15-16-летние люди ещё не умеют. И то, на что взрослый может и не обратить особого внимания, подростку кажется настоящей трагедией.
25 мая в Сокулукском районе нашли тела двух повесившихся молодых людей – 19-летнего парня и 16-летней девушки.
27 мая повесилась 13-летняя девочка из Кара-Сууйского района Ошской области.
Директор новопавловского лицея Самара Умралиева вспоминает случай из совсем другой школы. Парень-одиннадцатиклассник просил отца устроить ему «красивый» день рождения. В качестве подарка оплатить кафе для одноклассников. Отец посоветовал сыну не забивать голову всякими глупостями, а думать о выпускных экзаменах и о поступлении в вуз. Сын молча выслушал… И повесился.
— Даже не знаешь, как быть в таких ситуациях, – переглядываемся мы с директором и классным руководителем Алёши. – Может, не рисковать и дать подрастающему ребёнку то, о чём он настойчиво просит? Смотрите, ведь волна подростковых суицидов по стране прокатилась. Такое впечатление, что спровоцировать желание расстаться с жизнью у наших детей сейчас способно вообще что угодно, любая мелочь!
Притча о лягушках
Психологи настаивают на том, что о самоубийствах нежелательно говорить в присутствии подростков. Ни под каким углом зрения при них (а тем более с ними) эту проблему не обсуждать! Советуют ни в коем случае не ругать при сыне или дочери человека, решившегося на столь отчаянный шаг. Не смеяться над ним, не приводить его поступок в качестве отрицательного примера (ты, дескать, так никогда не поступай).
Но и молчать, делая вид, что ничего не произошло и не происходит, если весь район, вся область и вся страна гудят о странным образом участившихся подростковых самоубийствах, тоже не стоит.
А говорить – о чём? О том, что любой человек обязательно всегда кому-то нужен, даже если в какой-то момент ему самому кажется, что это не так. О том, что очень мало в жизни поистине неразрешимых бед и безвыходных ситуаций. Надо просто не замыкаться в себе, открыться близким (если хорошенько подумать, хоть один такой близкий непременно найдётся). И уже вместе поискать выход и пути решения самой запутанной проблемы.
И хорошо бы обратить внимание, с кем и по какому поводу контактирует подросток – особенно в социальных сетях.
Через пару дней после смерти Алёши девятиклассники сдавали очередной экзамен – изложение с элементами сочинения. В качестве темы им предложили давно известную историю о двух лягушках, угодивших в кувшин с молоком. Одна сложила лапки и захлебнулась, посчитав, что барахтаться бесполезно. А другая не спешила сдаваться, взбила лапками твёрдое масло и по нему выбралась из кувшина.
Пока на экзамене читали текст изложения, одноклассники Алёши расплакались: «Надо было ему чуть-чуть раньше это изложение написать».
Ольга Новгородцева.