Отгремели праздничные салюты очередного Дня Победы. Отрадно, что с каждым годом наполняется река «Бессмертного полка» в Бишкеке и других городах Кыргызстана. Растет количество наших людей, кому небезразлична давно ушедшая война, кому дороги воспоминания
о родственниках, завоевавших Победу в Великой Отечественной войне. Фотографии доблестных людей, защитивших нашу Родину в жестокой и страшной войне,в руках живых людей – это
не просто фото. Их души живы, они присутствуют среди нас.
Сейчас уже мало говорят о том, что после победного мая 1945 года кое-где война еще продолжалась. Об этом факте надо говорить, потому что после победных салютов 1945-го имели место жестокие схватки с приспешниками фашизма, наши воины рисковали жизнью, нередко погибали в бою.
Хочу рассказать о близких нашей семье людях, которым пришлось вести бой с врагом после Победы.
Один из них – Табалды Иманалиев. После окончания в 1948 году школы МГБ СССР он был направлен для прохождения службы в Украинскую ССР. В западных районах этой республики после войны в лесах окопались остатки профашистских банд, основу которых составляли бандеровцы, местные националисты и всякие криминальные группы. Себя они называли «лесными братьями», убивали, жгли, грабили. По сути, творили геноцид над собственным народом. Младший лейтенант Т. Иманалиев принимал участие в так называемых чекистско-войсковых операциях по ликвидации всего этого отребья, выкуривая бандитов из подземельных «схронов» и прочих лесных берлог. Эта опасная война, видимая и невидимая, продолжалась несколько лет после Победы 1945 года.
Табалды байке впоследствии продолжил службу у себя на Родине, в Киргизии, на различных должностях в КГБ Киргизской ССР. Внес значительный вклад в обеспечение безопасности нашей республики. Некоторые периоды его службы имели значение для безопасности даже в масштабах всего Советского Союза. Так, например, будучи начальником одного из районных отделов КГБ Киргизии, Табалды байке сумел, скажем так, отвести от нашей страны одну серьезную угрозу. (Возможно, как-нибудь позже мы расскажем об этом). А в те времена – это было начало 1970-х годов – должность начальника райаппарата КГБ была майорской. За ту серьезную работу приказом из Москвы майору Иманалиеву было присвоено звание «подполковник», затем он был переведен в город Фрунзе, в центральный аппарат КГБ Киргизии, откуда и вышел позже на заслуженный отдых.
Самым любимым и почитаемым праздником у Табалды байке был День Победы. Именно в этот день он надевал свой парадный мундир с заслуженными наградами…
Другой родственник нашей семьи – это человек, у которого была довольно необычная военная судьба. Звали его Тармылтай (фамилию мы пока опустим). Он был призван в армию из обычного кыргызского села практически в начале Великой Отечественной войны. Письма от него приходили редко, а потом и вовсе перестали приходить. Семья Тармылтая не знала, где он и что с ним. Весной 1945 года пришла долгожданная Победа. А с ней стали возвращаться в родные кыргызские края фронтовики – те, кто не погиб, кто не пропал без вести. А Тармылтая среди них не было.
Появился он спустя больше года после Победы. Ну, приехал, и слава Богу! Стал работать учителем немецкого языка в сельской школе, женился. Однако через пару лет за ним приехали, арестовали и увезли. Позже выяснилось, что увезли его аж в Москву! Никто не мог понять, в чем дело. И только жена Тармылтая мельком увидела при аресте, что в чемодане, с которым фронтовик приехал с войны, лежала фотография, где он, Тармылтай, в немецкой форме, а рядом с ним какая-то немецкая женщина. Поползли разные слухи… Мать Тармылтая не сложила рук, а бросилась в райцентр, где председателем колхоза в то время был друг Тармылтая, знатный фронтовик, который в войну уходил на фронт вместе с её сыном. Тот друг-фронтовик и дошел в поисках Тармылтая до самой Москвы, обратился за помощью к своим бывшим фронтовым командирам. Кто конкретно помог, уже неизвестно, но дошли, говорят, до очень большого начальства…
Выяснилось, что в войну Тармылтай работал на каком-то немецком секретном военном заводе. И работал не случайно. Даже был женат на немке. И даже после победной весны 1945-го ему необходимо было находиться там, уже в поверженной Германии, где он выполнял задание советского командования.
После того, как разобрались, Тармылтаю вернули награды, и он возвратился домой. Работал и в школе, и в колхозе. Умер рано, не дожив даже до десятилетия Великой Победы: сказались полученные ранения и огромная психологическая нагрузка военных лет. И только близкие люди помнят, что День Победы он называл святым – «Ыйык кyн».
Святым этот День Победы является и для нас. Потому что мы знаем, какой дорогой ценой завоевана Победа. Но есть в наши дни и те, у кого по разным причинам оказались отморожены мозги, кто чернит нашу Победу и нашу Память. Они называют светлый Победный день днем скорби. Это те, кто говорит, что зря гибли миллионы людей, а надо было сдаться фашистам. Зато, дескать, «сохранили бы гуманные идеи и приобщились к западным ценностям». Им не нравится, что наши дети одевают советские пилотки и гимнастерки. Сами на новогодний маскарад «случайно» одевают фашистскую форму. Они обеляют зверства бандеровцев и говорят, что «лесные братья» воевали за «национальную свободу». В соцсетях они разжигают споры и капают желчью на неокрепшие умы. Многое чего еще пытаются делать эти моральные уроды, не знающие, какие «западные ценности» их ждали в фашистских газовых камерах «для ненемецких народов». Неужели те, кто ныне чернит нашу Победу, стопроцентно уверены в своем «арийском происхождении»?
А мы – потомки героев Великой Отечественной. Мы несем их портреты в составе «Бессмертного полка». Мы радуемся каждому Дню Победы, потому что в наших жилах течет кровь героев, победивших фашизм. У нас гены победителей, а не у них, отмороженных. Те, кто проиграл прошедшую войну, понимают, что в такой же открытой войне у них опять не будет шансов. Они пытаются взять свое исподтишка, маскируя свой звериный оскал под маской всяческих свобод и ценностей. Наш с тобой долг, дорогой читатель, дать бой всему этому «зверинцу» и защитить нашу общую Победу, одну на всех для народов бывшего СССР.
Это и есть наш с вами бой после Победы.
Болотбек Мусаев.