Борьба за влияние в Туркестане (ранее – Туране) ведется издревле с переменным успехом. Но то, что регион так и остается окончательно непокоренным и неспокойным, не считая более 100 лет, прогрессивно прожитых сначала в составе царской России, затем мирной созидательной жизни в процветавшем Советском Союзе – факт.

…Первые попытки отделить регион от советского влияния проявились в виде практических выступлений, поддерживаемых Англией, Турцией и националистически настроенной интеллигенцией, так называемой сепаратистской «Туркестанской автономии» и автономии «Алаш ордо» при поддержке вооруженных отрядов басмачей.

Согласно данным интер-нетисточников, «в 1926 году при поддержке польской разведки и бывшего главы Польши, военного министра Юзефа Пилсудского было основано движение «Прометей». Польша стремилась ослабить советское государство, а в перспективе – расчленить его на национальные автономии, чтобы обезопасить свои границы. «Прометей» объединил представителей национальных движений Украины, Кавказа, Туркестана, тюркских народов Поволжья и Крыма, Карелии и Ингрии (народности северо-запада России). Участники движения ставили перед собой задачи дискредитировать советскую систему перед мировым сообществом, а также бороться за выход из СССР.

Небезызвестный Мустафа Чокаев (Шокай по-казахски, к личности и деятельности которого мы еще вернемся. – Прим. авт.) принимал активное участие в деятельности парижской части движения (идеологический центр находился в Варшаве), был членом редакционного комитета печатного органа – журнала «Прометей». Движение также получало поддержку со стороны Франции, был создан Комитет France-Orient, (Франция-Восток), одним из членов которого стал Мустафа Шокай. Журнал «Прометей» рассылался в большинство стран Западной Европы и многие страны Азии, создал широкую сеть агентов во многих странах мира, информацию об СССР прометеевцы получали через Турцию.

Движение имело филиалы в Китае, Японии и Корее и являлось одним из самых масштабных эмигрантских организаций. В середине 30-х годов некоторые участники движения попали под влияние националистических и фашистских идей, нарастающих в Европе.

Особые усилия для нагнетания сепаратистских настроений в Средней Азии – Туркестане прилагало фашистское руководство Германии сразу же по приходу к власти. Оно «делало ставку на разжигание сепаратистских настроений внутри многонационального СССР. Особое внимание было уделено созданию и поддержке уже существовавших национальных движений.

Для этого привлекались бывшие советские эмигранты, перебежчики, военнопленные. Подотдел Ц2Д отдела Ц2Д «Цеппелин» СС ставил задачу обучения агентуры в Средней Азии. Именно «Цеппелином» создан Туркестанский национальный комитет, члены которого подбирали и создавали спецорган «Туркестан» для выращивания национальных кадров будущего Великого Туркестана. Орган создал штурмбанфюрер СС доктор Ольцша Райнер.

Туркестанский национальный комитет возглавлял Вели Каюм-хан (он же Каюмов Вали, Хаитов Баймырза, Гаити-оглы Баймирза, Канатбаев Карис Кусаевич). В начале 45-го многие руководители «Цеппелин» оказались в зоне оккупации западных союзников и пошли на служение новым хозяевам во вновь созданные американские и европейские антисоветские центры.

Пришло время обратиться к довольно противоречивой личности Мустафы Шокая.

Родился в Ак-Мечети (ныне Кызыл-Орда) в аристократической семье. Свободно владел русским, английским, французским, польским и тюркскими языками. До Февральской революции был секретарем по туркестанским делам мусульманской фракции Государственной думы.

22 ноября 1917 г. в Коканде – старой столице ханства Ферганы – мусульманские организации провели Всетуркестанский конгресс, провозгласивший автономию Туркестана. Шокай избирается членом правительства, вскоре он сменяет ушедшего в отставку премьер-министра Тынышпаева. Мустафа Шокай вошел также в состав правительства «Алаш орды», но после разгрома «Кокандской автономии» бежал в Грузию, потом перебрался в Турцию, затем – в Германию и Францию, где стал лидером мусульманской эмиграции.

В июне 1940 года Шокаю от     гитлеровцев поступило предложение возглавить «Большой Туркестанский легион». В декабре 1941 г. он умер в Берлине при невыясненных обстоятельствах. Во внезапной смерти Шокая некоторые небезосновательно обвиняют его преемника Вели Каюма, и этому имеются веские основания. Так, еще нацистские функционеры высказывали мнение, что Каюм-хан «не пригоден для выполнения отведенной ему роли, так как ставит свое тщеславие выше общего дела», подвержен вождизму, отстраняет способных туркестанцев, что «нанесло ущерб интересам разведывательных служб». При этом Каюм-хан вел роскошный образ жизни, имел квартиру и персональный автомобиль. По свидетельствам бойцов Туркестанского легиона, в комитете Каюм-хана процветали доносы, взяточничество, махровый трайбализм.

Проект создания национальных частей из представителей различных народов СССР был разработан нацистами еще до войны. Немцы стремились использовать социально-политические и национальные противоречия между народами Союза для разложения страны. Приказ о создании туркестанского, армянского, грузинского и кавказско-мусульманского легионов был подписан Гитлером 22 декабря 1941 года. Работой по формированию Туркестанского национального комитета (немецкое правительство Туркестана) и туркестанского легиона руководил узбекский эмигрант Вали Каюм.

Каюм родился в семье ташкентского (по другим данным, бухарского) торговца. Придерживался националистических и антикоммунистических взглядов, состоял в подпольной антисоветской организации «Кумэк». В 1922 году в составе инициированной министром образования недолго просуществовавшей Бухарской Народной Советской Республики Вели Каюм поехал в Германию на учебу. После учебы отказался возвращаться в СССР, остался в Германии и стал на путь предательства. В 1926 был заочно приговорен в СССР к смертной казни.

Тесно сотрудничал с лидером и идеологом туркестанской националистической эмиграции Мустафой Чокаем, издавал вместе с ним журнал «Яш Туркестан». Установил контакт с германскими дипломатами и разведчиками. Вели Каюм был сторонником национал-социализма, с энтузиазмом воспринял приход к власти НСДАП. Считал Третий рейх союзником туркестанского национализма. Можно представить, какого Вели-хана Повелителя гитлеровцы хотели навязать туркестанцам и как бы тот властвовал, если бы не беспримерный подвиг и героизм сталинградцев, бойцов 62-й армии генерала Чуйкова, сражавшихся до последнего и отстоявших волжскую твердыню, если бы фашистские танки нахлынули в вольные казахские степи. История не знает сослагательного наклонения, посему потомкам победителей фашизма не стоило бы забывать о значении и сути нашей общей Великой Победы.

Думается, на днях узбекские власти поступили вполне адекватно и в духе времени, запретив заезжему турецкому ученому, владельцу архива Вели Каюм-хана, распространять документы кумира-отщепенца, организовать сомнительные мероприятия памяти предателя-нациста в дни празднования Великой Победы советского народа над фашистской Германией, отправив его в обратную дорогу.

Далее среди эмигрантско-нацоналистического и сепаратистского отребья упоминается также кыргызстанец Сатар Алманбетов.

Созданные в фашистской Германии коллаборационистские организации – Туркестанский легион и Национальный комитет объединения Туркестана (НКОТ) ставили задачу подорвать единокровное и идейное единство советских республик Средней Азии. Кадры готовились тщательно, с предварительным доскональным изучением биографии кандидатов. К сожалению, среди военнопленных грамотных людей для нужной идеологической работы найти было очень трудно.

Как сообщается, «вследствие своей малочисленности и относительно низкого образовательного уровня кыргызы не играли в них (планах нацистов. – Прим. авт.) сколько-нибудь

серьезной роли, уступая руководящие посты узбекам и казахам. Однако при тщательной фильтрации среди кыргызов такой все же нашелся. Сатар Алманбетов (Бет-Алман), до войны работавший сотрудником Наркомата юстиции Киргизии,  прекрасно владел немецким языком. Он в 1943 году даже выпустил в Берлине 70-страничную книжку эпоса «Семетей» – одну из трех частей трилогии «Манас» – и перевел ее на немецкий язык.

8 июня 1944 года в Вене прошел курултай Туркестанского комитета, на который собрались 400 человек. Ведущую роль в его организации и подготовке документов, принятых курултаем, играл вице-президент НКОТ Алманбетов, по совместительству – опытный юрист. Он же выступил с программной речью и председательствовал на заседании. Курултай избрал правительство Туркестана из 40 человек, преимущественно узбеков. Во главе этого «правительства» встал Вели Каюм-хан. Адольфу Гитлеру была отправлена телеграмма, гласившая, что Туркестанский легион переименовывается в Туркестанскую армию, которая объявляется союзницей Германии. Здесь же, в телеграмме, содержался призыв освободить из лагерей для военнопленных всех туркестанцев, а также организовать подготовку в Германии офицерских и технических кадров для Туркестанской армии и будущего Туркестанского государства. Впрочем, все эти призывы так и остались на бумаге.

Далее беспристрастный Интернет сообщает, что, «возможно, Алманбетов был также автором текста присяги туркестанских легионеров, которую они произносили на родном и немецком языках: «Перед лицом Бога я клянусь этой святой клятвой, что я в борьбе против большевистского врага моей родины буду беспрекословно верен Верховному главнокомандующему германского вермахта Адольфу Гитлеру и, как храбрый солдат, буду готов в любое время пожертвовать своей жизнью ради этой клятвы».

Согласно обобщенному банку данных «Мемориала», Сатар Алманбетов родился в 1917 году в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской (ныне Нарынской) области. Был кандидатом в члены ВКП(б). Будучи старшим лейтенантом и начальником особого отдела подразделения Красной Армии, 14 июля 1941 года Алманбетов под Минском попал в плен. Вскоре он стал командиром роты в Туркестанском легионе и журналистом в Туркестанском комитете. По некоторым сведениям, в конце июля 1944 года Алманбетов дезертировал и, находясь во Франции, перешел на сторону западных союзников. 15 апреля 1945 года Сатар Алманбетов из Марселя прибыл в Одесский спецлагерь, откуда был изъят органами СМЕРШа 18 мая 1945 года.

После этого Алманбетов был осужден, в 1955 году освобожден по амнистии, работал корректором в газете «Советтик Кыргызстан». В конце 50-х годов он умер от туберкулеза. Неизвестно, был ли Алманбетов реабилитирован, сообщает Интернет.

В последние годы как в Кыргызстане, так и в новых независимых странах ЦА пошла тенденция самостийной реабилитации и чуть ли не героизации вышеупомянутых и подобных им личностей в истории края. К примеру, главарей-курбашей басмаческих банд пытаются изобразить как борцов за веру и свободу народа против русских колонизаторов и советской власти. На этом фоне все меньше и меньше упоминаются имена истинных борцов за подлинную свободу и процветание коренных народов, за освобождение кыргызов, узбеков, казахов, туркменов и таджиков от оков средневековой отсталости и мракобесия, за единство братских народов.

Надо отметить, что настойчиво эксплуатируемые идеи пантюркизма в Средней Азии с самого начала зарождались в Османской империи, активно развивались основателем современного турецкого государства Мустафой Кемалем Ататюрком. В частности он говорил: «Страницы новой истории мира будут открываться главами о тюркском единстве. И только тогда мир найдет долгожданный покой. Тюркское единство будет сиять всему миру, как солнце, открывая миллионам людей новые горизонты».

История – свидетельница того, как на деле претворялись эти идеи. Достаточно напомнить, как в 20-е годы прошлого века турецкий министр обороны Энвер-паша самолично примчался в захваченный огнем гражданской войны Туркестан, чтобы возглавить басмаческое движение против неверных, то есть советской власти.

С сепаратизмом, кровавым басмачеством в регионе было покончено в первые годы советской власти. Этому способствовала мощная интернациональная и созидательная экономическая политика бывшего Центра. За 70 лет существования советского строя наши народы  почувствовали воздух мирной жизни без постоянных междоусобных родо-племенных кровавых стычек, захватнических войн соседей, дух созидательного труда во благо себе и будущих поколений витал в наших домах, не было разделяющих народы границ. Это было настоящее духовное единство народов Средней Азии, бывшего Туркестана.