Когда и с чего он начался – теперь уже мало кто помнит. А главное – никто не знает, когда и чем он теперь закончится.

— В коридоре я увидела пару. Супружескую. Оба – молодые люди, не старше 35 лет, – рассказывает директор (пока ещё директор!) Новопавловского инновационного учебно-воспитательного комплекса-лицея имени Ч. Айтматова Диляра Абдуллаева о событиях, предшествовавших её попаданию в больницу. – Догадалась, что это родители кого-то из наших учеников. Они разговаривали между собой по-кыргызски. Я кыргызский очень хорошо знаю – правда, может быть, не на академическом уровне. Слышу, говорят о директоре. «Сейчас дождёмся эту татарку, разберёмся с ней». Подхожу ближе, спрашиваю: «А вы директора в глаза видели?» Отвечают, что нет. «В таком случае позвольте представиться. Я и есть та самая татарка, которая руководит этим учебным заведением». «А-а-а, – накинулись они на меня, – так это вы и есть?! Сейчас мы вам покажем!»

Что именно родители собирались показать директору и в чём именно она перед ними провинилась? Вот в этом-то и вопрос.

29 января рано утром в Новопавловке машина насмерть сбила 10-летнего мальчика. Он переходил дорогу, как положено, по «зебре». Рядом есть и подземный переход, но пешеходы (в основном дети) его игнорируют и перебегают дорогу по «надземке».

При чём здесь школа-лицей и её директор? Теоретически ни при чём. Это подтвердили и многочисленные проверки компетентных органов. Случилась трагедия во внеучебное время, подземный переход функционировал, правила дорожного движения школьникам постоянно разъясняются…

А фактически почему-то именно за это происшествие ухватились те, кто сегодня не останавливается ни перед чем в стремлении сместить с директорской должности Диляру Абдуллаеву.

Методичная, целенаправленная травля директора началась с февраля 2019 года. До этого всех вроде бы всё устраи-вало, все были всем довольны и крики «Долой!» ни с какой стороны не доносились. И вдруг пошло-поехало. Раз за гибель мальчика директор не отвечает, значит, по мнению некоторых, должна ответить за что-нибудь другое. За что конкретно? Сразу же нашёлся беспроигрышный вариант. Школьные поборы! Это сегодня едва ли не самая больная тема для всех, кто так или иначе связан с образовательной системой. Раскачать эту тему – раз плюнуть. В каждой школе – и городской, и сельской – есть родители, возмущённые необходимостью сдавать деньги на новые учебники, на питание или на ремонт. Стоит только бросить клич: «Образование должно быть бесплатным!» – и все недовольные соберутся вместе и, не разбираясь, о чём и о ком речь именно в этом случае, устроят мини-революцию…

Родители

Отцы и матери учеников новопавловской школы митингуют как раз с февраля. Не все, правда, митингуют. Тех родителей, у кого дети учатся в старших классах, гораздо больше волнуют другие вопросы – главным образом касающиеся экзаменов. И родители старшеклассников, кстати, отлично помнят, как выглядела школа несколько лет назад – и видят, как она преобразилась теперь. Потому, наверное, и не кричат о «нецелевом использовании средств».

Митингуют другие родители. И не только родители… Впрочем, об этом чуть позже.

Митинговать они приезжали даже в Бишкек и стояли на цент-ральной площади с плакатами про конституционное право на бесплатное образование. Объясняли: крайне недовольны работой фонда развития школы (который, к слову, создавался самими же родителями). Деньги, дескать, фонд собирает, а куда они тратятся – руководство фонда якобы не отчитывается.

Что ж, действительно проблема…

Митинг родителей в Бишкеке проходил на высочайшем уровне организованности. Начался точно в указанное время. Контролировали ситуацию люди с синими повязками на рукавах. Красивые плакаты и транспаранты, на изготовление которых явно потрачены немалые средства (и явно не из фонда школьного развития).

— Прокомментируйте, пожалуйста, по какому поводу митингуете, – обращаюсь наугад к женщине с листовкой про бесплатное образование.

— Я не знаю, – она заметно тушуется. – Вон туда обратитесь, вам всё расскажут.

«Туда» – это куда? И почему туда? Если человек вышел на митинг, если против чего-то протестует и чего-то хочет добиться – неужели он не в состоянии хотя бы в общих чертах сформулировать свои требования?

Комментарии давали организаторы акции. Комментарии подробные, обширные и очень грамотные. Не оставляющие у народа сомнений: эти люди действительно возмущены постоянными поборами, действительно переживают за будущее школы и действительно готовы уличить директора во множестве неблаговидных и неправомерных поступков: грубит, наживается за чужой счёт…

О том, что директор – «не той» национальности, на митинге не говорилось. Этот повод требовать директорской отставки всплыл немного позже.

Школа

После протестной акции родителей у широкой общественности сложилось мнение о новопавловской школе… Крайне негативное. Сарай сараем, без элементарного благоустройства, ещё и битком набитый учениками (их здесь в два раза больше нормы). Каково же было удивление тех, кто, впечатлившись, решил поехать в пригородное село и увидеть всё собственными глазами!

Скажем честно и без преувеличения: ТАКИХ школ в Бишкеке нет. Хотя и в столице хватает весьма дорогих и статусных средних учебных заведений. Новопавловский комплекс-лицей – настоящая школа мечты.

«Сегодня я съездила в этот лицей и посмотрела на условия, в которых учатся дети, – пишет в социальных сетях интернет-пользовательница. – Знаете, сказать, что я удивлена – ничего не сказать. Вы посмотрите только на актовый зал школы. Новая мебель, в одном только помещении четыре кондиционера, евроремонт. Вы посмотрите на коридоры этой школы… В каждом классе интерактивные доски, вай-фай (свободный доступ к Интернету по всей школе), ноутбук у каждого учителя. Окна и двери везде пластиковые, новые. Три компьютерных класса, где множество новой техники. К примеру, на уроке биологии у учащихся есть всё необходимое оборудование (микроскопы, макеты и т. д.), которое, кстати, стоит немалых денег. И всё это за счет фонда, куда ежемесячно родители платят деньги».

Изнутри и снаружи школа действительно по-хорошему шокирует. И вопрос «Где деньги?» отпадает сам собой. Деньги – вот они! Не в кармане у директора, не вложены в какие-то её личные проекты в виде четырёхэтажного особняка и дорогого автомобиля, не на её счету в швейцарском банке, а направлены по адресу. На благоустройство инновационного лицея.

— Как-то, несколько лет назад, мне сказали, – рассказывает директор Диляра Абдуллаева, – что моя школа похожа на китайскую конфетку. Снаружи, дескать, красота с евроремонтом, а внутри ничего особенного нет. Я задумалась. Решила больше денег вкладывать в подготовку учителей. Теперь смело могу утверждать, что у нас лучшие учителя работают. Сертифицированные, постоянно проходящие переподготовку, настоящие профессионалы…

Часть денег, собираемых фондом развития, идёт на благоустройство школы (два спортивных зала, оборудованные по последнему слову техники учебные кабинеты, оснащённая новейшими плитами и прочим столовая)… Часть – на совершенствование системы преподавания и повышение квалификации учителей. Часть – на повышение мизерной учительской зарплаты.

Всё честно.

— Вы говорите, что ничего нового для школы не закупается, – обращаюсь к женщине, представившейся матерью здешней ученицы. – Но вот же микроскопы, интерактивные доски…

— Чего? – переспрашивает женщина.

Что такое интерактивная доска, она не знает. И никто ей не объяснит, для чего эта доска нужна и почему на неё надо сдавать деньги…

Учителя

Им митинговать не положено по статусу. Они по определению – люди интеллигентные, культурные, которые должны проявлять активность в процессе обучения, и нигде больше. Им, собственно, и некогда митинговать, у них много работы (учитывая инновационные методы преподавания и слишком большое количество учеников). Но, доведённые до ручки, на пресс-конференцию в Бишкек они всё-таки выбрались.

После официальной части остаёмся кое с кем из педагогов поговорить по душам. И ситуация в новопавловском лицее понемногу начинает проясняться. Хотя, с другой стороны, запутывается ещё больше.

Так чем же всё-таки недовольны родители-активисты? Поборами ли? Или чем-то другим? И почему сейчас, когда директор официально отстранена от занимаемой должности на время разбирательства, школу продолжает лихорадить? Почему продолжаются родительские митинги, почему не дают возможности ни учителям работать, ни ученикам учиться?

— Они нас провоцируют, – говорят учителя. – Оскорбляют, за руки дёргают. В любой момент могут ворваться в школу и устроить очередной скандал…

— Они – это родители?

— Родители. И не только. Среди активистов попадаются люди, которых мы видим впервые в жизни. Родителей наших учеников ведь в лицо знаем. А это кто такие? Спрашиваем: «Ваш ребёнок в этой школе учится?» – «Да». – «В каком классе?» – «Во втором «Б». Нет в этом классе такого ученика!

И именно эти незнакомые люди, по словам учителей, ведут себя наиболее развязно. Заходят в школу, как к себе домой, на «ты» обращаются к педагогам, срывают уроки, снимая всё это на видео. В школе пластиковые окна и такие же прозрачные двери. И когда пришлые активисты устраивают, к примеру, в актовом зале очередную некрасивую сцену, ученики наблюдают за всем этим, как за разборками рыбок в аквариуме…

Ну очень педагогично, ничего не скажешь!

А вот переписка активистов-родителей (среди которых есть не только родители) в социальных сетях. Про деньги (из-за которых вроде бы всё и происходит) здесь – ни слова. Обсуждается… национальный вопрос. Директор – татарка. Одна из завучей – русская. «Орусы нам не нужны, без них обойдёмся».

Со скриншотами этой провокационной переписки учителя отправились в ГКНБ.

— Встретил нас, – рассказывают, – какой-то молодой человек. Не представился… А может, представился, только мы фамилию не запомнили. Сказал, что эти материалы тянут всего лишь на мелкое хулиганство. Что разжигание межнациональной розни – это другое. Это когда кто-то выступает против целого народа. Против всех татар… Или всех русских из села выгоняет. А если, дескать, такие выпады направлены в адрес одного человека – ГКНБ этим не занимается.

В ОВД Сокулукского района тоже лежат заявления – и от педагогического состава новопавловской школы, и лично от директора. Тоже по фактам «мелкого хулиганства» в виде оскорблений и срыва учебного процесса. И тоже тишина. Милиция, как видно, тоже такими делами не интересуется.

Директор

Диляра Кенжаевна Абдуллаева лежит в сокулукской больнице: проблемы с сердцем.

— Когда меня временно отстранили от директорства, –объясняет, – я на следующий день всё же зашла в школу поработать с документами. Меня встретили представители Министерства образования: «Идите и не приходите сюда больше!» У меня случился срыв. Хотя вообще я человек выдержанный и уравновешенный. Из дома вызвали «скорую»…

Что делали в школе министерские? Это тоже интересно. Во-первых, руководство Минобраза с самого начала встало на сторону мятежных родителей, подлив масла в огонь опрометчивым обещанием: «Успокойтесь, она работать не будет». Во-вторых, формально сразу после этого как бы самоустранилось, объясняя журналистам: идёт проверка, по её результатам и будем реагировать. В-третьих, министерство (которое вроде бы ждёт результатов проверки и ни во что не вмешивается) одно время дневало и ночевало в школе. Сотрудники являлись без предупреждения и перетряхивали всё и всех.

— Если бы коллектив школы был против меня, – признаётся Абдуллаева, – я бы, наверное, добровольно ушла. Зачем работать там, где тебя не хотят?! Но учителя, вы же видите, меня поддерживают. Мы столько с ними вместе пережили… И пожар в одном из корпусов, и всё это строительство с ремонтами…

Учителя Диляру Абдуллаеву поддерживают. Основная масса родителей школьников – тоже. Поддерживают и выпускники лицея прошлых лет, готовые, если надо, идти куда угодно и что угодно подписывать. Но их никто не слышит.

Кто поддерживает мятежных родителей (и тех, кто ими представляется)? Кто ими руководит (а руководители явно имеются: слишком уж слаженно, в один голос поют они свои обличительные песни)?

— Мне иногда пишут угрожающие сообщения, – рассказывает Абдуллаева. – В одном из них была такая фраза: «За нами стоят депутаты…» Потом это предложение стёрли.

То, что пишут и чем обмениваются родители-активисты в своей группе в соцсетях, вертится вокруг одного (оскорбления опустим): «В нашей стране учить наших детей должны кыргызы. И управлять нами должны кыргызы».

По сути, это – основное, что они сейчас предъявляют Диляре Абдуллаевой, превратившей вверенную ей школу в настоящую конфетку (причём не китайскую). Поднявшую её, на которую государство выделяет смешной мизер, на не виданную в селе высоту.

Активисты на днях ворвались к Абдуллаевой прямо в больницу. Перепугали бабушку, её соседку по палате – да так, что старушку едва не увезли в реанимацию с сердечным приступом. Размахивали мобильными телефонами с включёнными видеокамерами, кричали: «Мы пришли узнать, как твоё здоровье!»

— Я звонила начальнику Сокулукского РОВД, – говорит опальный директор. – Знаете, что он мне ответил? Что если начнём сейчас принимать какие-то меры в отношении этих хулиганов, они будут выглядеть героями революции, пострадавшими за правду. Такая у нас страна, такое государство, ничего не поделаешь. Посоветовал поговорить с больничной администрацией, чтобы мне обеспечили охрану…

Дети

Кроме всего прочего, педагоги носили в милицию видеозапись. Что на видео? Очередной родительский митинг (они сейчас происходят около школы едва ли не ежедневно: свободного времени у активистов – хоть отбавляй). Мероприятие, на свою беду, взялась снимать со стороны девочка-школьница, ученица этого же лицея. Вот от толпы митингующих отделяются две женщины, решительным шагом направляются к снимающей. Дальше происходит непонятное. Видеокамера прыгает, изображение размывается до полного исчезновения. Девчонку с силой оттолк-нули, телефон забрали… Да ещё и пристыдили: «Как не стыдно фотографировать, ты же девочка!»

А мальчикам что, можно? Странная логика…

У директора Абдуллаевой в третьем классе учится племянник. Вот уж кому «повезло» больше всех! Ребёнок регулярно приносит из школы всё новые и новые «знания»: «Есть хорошие родители, а есть плохие. Хорошие против директора, а плохие – за него, это неправильно». А недавно вообще спросил тётю в лоб: «Правда, что ты вор? Что ты два миллиона украла? Так хорошие родители говорят».

Это уж, согласитесь, полное безобразие – втягивать детей в свои игры без правил.

Государство

Непонятна позиция правоохранительных органов, «поймавших тишину» в ответ на заявления педагогов о не совсем адекватном поведении некоторых активистов.

Непонятно отстранённое молчание Министерства образования, которое просто обязано было если не защитить учителей и администрацию школы от родительских нападок, так хотя бы официально озвучить своё видение этой непростой ситуации. Выступить: так, мол, и так, фонд развития существует и действует законно (или незаконно). Нарушений в школе нет (или есть). А вот оскорблять директора и завуча по национальному признаку не позволено никому!

Письмо с просьбой вмешаться и помочь навести порядок педсостав школы отправил президенту Сооронбаю Жээнбекову. Это – последняя инстанция и последняя надежда.

— Мы готовы уволиться, – говорят учителя. – В любой момент, почти все сразу.

Учителя уволятся, директора в отставку спровадят активисты. Что дальше? Кому достанется весьма лакомый кусок в виде замечательной школы (из-за которого, скорее всего, и идёт эта непримиримая война)? И что со школой будет потом? Не превратится ли она за считанные месяцы в стандартное унылое учебное заведение с обшарпанными стенами и сломанными партами? БЕСПЛАТНОЕ образование в нашей стране, увы, может быть только таким.

А те примеры, которые не в меру активные родители приводят в качестве аргументов (и бесплатно, дескать, бывает очень даже хорошо) – не выдерживают никакой критики. Ибо благотворители-иностранцы в конце концов так спросят с вас за «бесплатные» школы и детские сады, что не расплатятся с ними до конца жизни ни сами «поборники социальной справедливости», ни их дети, ни внуки.

Когда эта статья была уже практически готова, пришло известие о продолжении новопавловского конфликта. На время, пока Диляра Абдуллаева находится на больничном (и пока соответствующие органы проверяют её финансовую деятельность), министр образования привела в школу нового директора. Эльнура Музаева прежде руководила 5-й бишкекской гимназией. В 2010 году была уволена оттуда по подозрению в денежных махинациях. Потом, правда, суд восстановил ее на работе. Понравится ли она родителям новопавловского лицея в качестве директора? Кое-кому уже заранее не понравилась.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.