Родители  учеников Новопавловской школы имени Айтматова 24 апреля организованно собрались на центральной бишкекской площади.

Организовались эти несколько десятков человек всем на зависть. Заблаговременно предупредили о митинге Первомайскую райадминистрацию столицы и получили на него разрешение. Выстроились на площади без пяти десять и ровно в десять, как по команде, развернули транспаранты и подняли над головами плакаты.

Призывы на плакатах для нашей страны традиционные. Любимый наш «Кетсин!» в разных смыслах и вариациях.

Войну с директором пригородной школы (а точнее – учебно-образовательного комплекса-лицея села Новопавловка Сокулукского района) эти родители ведут уже давно. И вышли уже в этой войне на передовой рубеж: директора лицея Диляру Абдуллаеву уже отстранили от работы. Временно, пока ситуация с родительским недовольством и митингами максимально не прояснится.

Директор, кстати, уверяет, что никто её не отстранял, и временный уход с должности – сугубо личное и добровольное её решение. Чтобы, дескать, лишних разговоров-пересудов не было.

Итак, в чём проблема? Проблема тоже для нашей страны не нова. Речь идёт о пресловутых школьных поборах. При новопавловском лицее несколько лет назад создан фонд развития, который, как считают родители, сжирает в огромных суммах их деньги и ни разу пока не подавился. Создавался фонд, говорят, в надежде, что средства, которые он накапливает, пойдут на нужды школы и учеников. Фактически же, говорят, никто толком не знает, куда и зачем расходуются родительские деньги. Администрация школы перед родителями не отчитывается, а результаты чудесного преображения лицея невооружённым взглядом не видны. Кабинеты нужной техникой не оснащаются, пришкольная территория не облагораживается, ученики сидят по трое, а то и по четверо за партой…

— За что мы платим? – задаются вопросом организаторы митинга.

Платят немало. В зависимости от возраста ученика и достатка родителей – от 500 до 3000 сомов ежемесячно. Около полутора тысяч учеников от уплаты взносов освобождены, что тоже крайне возмущает митингующих. Это, полагают они, способствует разделению общества на бедных и богатых, что в школе совершенно недопустимо.

Сначала мятежные родители хотели всего лишь прозрачности фонда. Потом стали настаивать на его ликвидации. Потом потребовали увольнения директора Абдуллаевой. Теперь вместе с директором предлагают отправить в отставку и министра образования.

— Директор ведь уже не работает, – напоминаю наиболее активным митинговщикам. – Соответствующие органы во всём разбираются. Может, надо чуть-чуть подождать и дать им возможность закончить разбирательство?

Отвечают, что компетентные органы разбираются в расходовании вкладываемых в лицей  государственных средств. А то, что в фонд развития лицея, как в бездонную пропасть, канули добровольные родительские взносы, никого из правоохранителей не интересует.

Оглядываюсь по сторонам. Правоохранителей и здесь, у Белого дома, полно. Милиционеры обеспечивают порядок и законность. Бдят, чтобы мирный митинг против школьных поборов плавно не перерос во что-нибудь противоправное. Проявляют строгость и принципиальность: «Зачем на газон наступаете? Нельзя!»…

И дальше стоят с безучастным видом. Митингуете, дескать? Ну-ну…

К недовольным новопавловцам Министерство образования уже второй раз высылает заместителя министра Надиру Джусупбекову. Бросает её на амбразуру, вооружив одной-единственной обтекаемой фразой: «Решение должны принимать родители». То есть именно от родителей якобы зависит и дальнейшая судьба денежного фонда, и его работа. Родители, в свою очередь, отказываются верить, что от них вообще хоть что-нибудь зависит. А раз не зависит – есть ли смысл митинговать?

Постояли, помахали плакатами и разошлись несолоно хлебавши, вняв просьбе заместителя министра образования не срывать учебный процесс.