Мужчины существуют здесь в виде гостей, рабочих, устраняющих мелкие недоделки, и мальчиков детсадовского и школьного возраста.
— Нам сказали, что мы здесь будем без мужей жить, – неожиданно признаётся женщина с ребёнком – первая из встреченных мною у ворот этого необычного населённого пункта. – Да это и хорошо. Зачем они нужны, мужья? Одни проблемы от них.
— У нас здесь исключительно женский батальон, – с улыбкой вторит ей соседка.
Кто они? Ярые феминистки-амазонки, мужененавистницы до мозга костей? Ничего подобного. Обычные многодетные женщины, которые ещё несколько дней назад были несчастнее многих. Были до предела унижены и обижены судьбой. Обездолены и лишены элементарных условий для более-менее сносного существования. А теперь они – хозяйки шикарных коттеджей со всеми удобствами.
Впрочем, хозяйки – да не совсем. Об этом – чуть позже.
Социальный городок открылся в Московском районе 11 апреля. Построили его в селе Садовое примерно за полгода и переселили сюда около семидесяти малоимущих семей. Теперь они все – жители Садового. И те, кто до этого обитал в Александровке, и те, кто снимал угол в Беловодском… В общем, со всего района людей собрали.
Землю под городок выделили местные власти. А всё остальное – целиком и полностью заслуга общественного объединения «Ас-Сафа». Кувейтские шейхи уже несколько лет активно занимаются благотворительностью на территории Кыргызстана. Много чего построили и организовали – в том числе и этот «городок в городке». Лично, говорят, обходили жилища всех здешних малоимущих. Знакомились с женщинами, смотрели, где и как они ютятся. Делали выводы…
Почему речь только о женщинах? Потому что проект изначально предусматривал улучшение условий жизни многодетных матерей, лишённых мужей-кормильцев. Но… Кто сказал, что если мужчина, то обязательно кормилец? Они же, арабские шейхи, и сказали. У них в Кувейте, наверное, так и есть. А у нас мужик в доме – зачастую самый главный тунеядец и захребетник.
Однако мы отвлеклись. Городок выглядит действительно шикарно. Ещё на подъездах к Садовому, особенно в Сокулуке, творится нечто невообразимое. Огромная и плотная автомобильная пробка на узком мосту. Снующие между машинами пешеходы, норовящие в любой момент угодить под колёса и не обращающие внимания на предупреждающе-угрожающее водительское «бибиканье». Даже дежурящие поблизости гаишники не в состоянии разрулить этот пешеходно-рулевой беспредел. Грязь. Клубы пыли скрывают покосившиеся домики на обочинах…
И вдруг ТАКОЕ!
Хотя – нет, не вдруг. О мес-тонахождении социального городка узнаём примерно с пятой-шестой попытки. «Не подскажете, где?» – «Не слышал о таком. А это точно у нас?»
Наконец встречается женщина, которая подробно и с удовольствием рассказывает, как добраться до городка. Он, как оказалось, практически в центре села, сразу за клубом, просто с центральной трассы не виден.
Сворачиваешь с главной дороги – и откуда ни возьмись вырастают 17 коттеджей прямо-таки европейского уровня. Которые, честно говоря, меньше всего ожидаешь здесь увидеть. Кругом – всё та же непролазная грязь, мусор, разгребаемый бесхозными курами… А за забором – настоящая цивилизация.
Цивилизация, кстати, начинается в тот самый момент, когда переступаешь границу между Садовым и социальным городком. «Здравствуйте, добро пожаловать!» – гостям здесь явно рады. «Извините, у нас здесь мусор… Пока здесь лежит. Выходной же, пока не знаем, куда его девать. Завтра, неверное, контейнеры привезут».
Даже в Бишкеке, в столице, за мусор мало кто извиняется!
Названий улиц здесь пока нет. Не придумали. А сами улицы есть. Достаточно широкие, асфальтированные. На каждом доме – номер, как полагается. У каждого дома – ухоженная цветочная клумба.
Городок понемногу обживается. Над крышами – дымок, на заборе кое-где сушатся половички и кошмы.
— Вот у нас стадион, – проводят для журналиста экскурсию здешние жители. – Вот мечеть.
Эти два объекта можно было и не показывать, их видно издалека. А вот дальше гораздо интереснее. В городке есть уже, оказывается, своя поликлиника. Пока здесь принимают терапевт, педиатр и стоматолог, но потом обещают и других специалистов. В ближайшем будущем планируется открытие пекарни и швейного цеха, так что без работы и без денег «горожанки» не останутся.
В каждом коттедже – четыре «квартирки». Они стандарт-ные: зал (он же кухня) и две спальни. Есть туалет и душ с холодной и горячей (везде установлены водонагревательные котлы) водой.
По приглашению хозяйки Зухры захожу внутрь. Первое, что ощущаешь, ещё не успев как следует оглядеться, – запах новизны. Знаете, как пахнет в комнате после свежего евроремонта? Как пахнет новая мебель, новая, только что установленная и подключенная бытовая техника? Вот этот самый запах и есть. Из бытовых приборов здесь электро-газовая плита и холодильник (не считая водонагревательного котла). Из мебели – мягкий диван, четыре односпальных кровати, два шкафа – кухонный и бельевой… А что ещё, собственно, надо для нормальной жизни?
На кроватях, кстати, – качественное белоснежное постельное бельё с арабским логотипом.
Получается, заселялся сюда народ с одним пакетом одежды. Всё остальное, как говорится, включено.
— Ваши девочки? – спрашиваю Зухру, кивая на двух любопытных девчушек.
— Мои. Ещё сын есть. Всего трое.
— Мужа, я так понимаю, нет?
— Муж умер. Вдова я…
Зухра всё ещё до конца не верит в то, что с ней случилось. Не верит своему счастью. После смерти мужа, говорит, выживала, как могла, с тремя детьми. Собственного жилья нет, снимала часть дома в Александровке. Написала заявление в айыл окмоту с просьбой выделить ей небольшой земельный участок. Заявление приняли, поставили Зухру на учёт как многодетную малоимущую. А потом нагрянули кувейтские шейхи.
— Давно, – спрашиваю, – сюда переселились?
— Да вот 11-го апреля и переселились. В четверг. Как открыли городок, так нас сюда и заселили.
В ближайшее время, кстати, при содействии центра «Ас-Сафа» планируется открытие нового корпуса женского отделения и родильного дома при районной больнице в Исфане. Начато строительство женского отделения и родильного дома в Араванской районной больнице, школы на 400 мест, социальные городки на 300 семей в Октябрьском айыл окмоту Аламудунского района Чуйской области, а также на 80 семей в Чым-Коргонском айыл окмоту Чуйской области.
— Довольны? – спрашиваю Зухру, хотя на её лице и так всё написано.
— Ещё бы! Посмотрите, какая красота! Только на беспорядок внимания не обращайте. Только-только вещи разложили, ещё не успели прибраться.
В доме через улицу живёт Хилола. Переехала из Беловодского. У неё ребятишек четверо. Мужа тоже нет. И жилья своего нет… В смысле, не было. Теперь есть.
Хилола по-хозяйски обходит новые владения. Здесь, в принципе, всё то же самое, что и у Зухры. Особенно её радует небольшой клочок ничем не занятой земли около дома: на нём можно немножко чего-нибудь посадить. Жить в селе, на земле, и не иметь возможности выращивать что-нибудь из овощей-фруктов, по мнению Хилолы, – совершенно неправильно…
Смотрю на всё это великолепие и не могу отделаться от вполне логичного вопроса: это всё – безвозмездно? То есть даром? То есть многодетные женщины получили поистине царские подарки – и им ничего за это не будет? И никто ничего у них взамен не потребует?
Пока всё именно так и вы-глядит. Хоть «горожанки» не очень хорошо пока понимают, что именно ждёт их дальше. Как решится вопрос с регистрацией? Где и в каком объёме придется им оплачивать коммунальные услуги?
Зухра от души радуется, что ей теперь, ко всему прочему, будут выдавать денежное пособие на младшую дочку. Что сельская школа, где будет учиться старшая девочка, – вот она, в двух шагах, как раз за забором… Обо всём остальном женщина пока не думает. Как-то, говорит, всё равно само собой решится.
Единственное, что женщины пока усвоили (если правильно, конечно, всё поняли), – замуж им выходить нельзя. И если вдруг кому-то из них повезёт и встретится на жизненном пути годящийся на роль мужа мужчина, то соцгородок им придётся покинуть, уступив место другой неимущей и безмужней семье. И дети здесь будут жить, пока не вырастут и не окончат школу.
Но это, говорят счастливые матери, когда ещё будет…