Небольшая лужа на улице Абдраимова в Канте ни в какое сравнение не может идти со знаменитой миргородской лужей. У той разливанной красавицы, давно описанной великим Гоголем, масштаб, конечно, был почти вселенский. Здесь же водица, ставшая бежать из-под земли месяца два назад, сотворила совсем небольшой водоем, который пока ещё не обзавелся собственной живностью, но обитателей ближайшего к нему дома тревожит серьезно.

Вода не только стоит на дороге, она медленно, но верно, просачиваясь всё дальше и дальше, подбирается к фундаменту дома. К чему это может привести, рассказывать не надо – проблема у строения может быть серь-ёзная. Смотреть на совсем не природное явление граждане спокойно не могут. Естественно, они обратились к сотрудникам кантского водоканала с просьбой обратить внимание на образовавшуюся утечку в трубах, проходящих под дорогой.

Люди уже даже не стали говорить специалистам, что налицо потери драгоценной питьевой влаги, которой во многих странах мира просто не хватает. Водоканальцы как бы и сами должны рачительно распоряжаться природными богатствами, которыми одарила нас природа, и благодарить жителей города за тревожный сигнал. Однако никакой реакции граждане не дождались. Недельки через три они вновь позвонили в водоканал и напомнили, что оставляли заявку на ремонт сети и с нетерпением ждут, когда же мастера залатают подземный источник. Мало того, поняв, что ответа можно ждать долго, встревоженные товарищи поехали в контору ОсОО «Маркетинг сервис», в которое преобразовался местный водоканал. Ответ их не только не обнадежил, но даже и не удивил. Мол, их лужа может и подождать, а у работников водоканала других дел, как говорят, то ли почти по пояс, то ли выше крыши.

8-9.p65

Об этой для кого-то мелкой, а для кого-то серьезной проблеме кантовчане написали в редакцию. Корреспондент, приехавший на место и посмотревший на расширяющий свои границы водоем, поехал в ОсОО.

Нам повезло, директора предприятия Мирлана Кенжеева мы застали на месте. Практически одновременно с нами к нему зашла сотрудник диспетчерской службы и сообщила, что в одном из домов во втором микрорайоне Канта прорвало трубу и жители умоляют спешно прислать мастеров.

– Сейчас посмотрим, какая машина ближе всего к месту аварии, – сказал директор, нажал на какие-то клавиши и сразу же на компьютере высветилась схема города, на которой было видно, где находятся бригады ремонтников. Он тут же позвонил им и попросил срочно проехать по указанному адресу.

– Вы вот так постоянно можете видеть, где ваши машины? – поинтересовался я.

– Да, мы установили на весь транспорт системы навигации. Очень удобно. В любой момент я могу определить местоположение наших работников.

Затем я спросил о злополучной луже. Мирлан Таштанбекович взял журнал заявок, чтобы убедиться, были ли сделаны заявки. «Вот, – сказал он, – действительно, месяц назад была первая заявка». Затем, внимательно пролистав журнал, нашел и вторую.

– Мы прекрасно понимаем тревогу людей, – сказал он, – но у нас каждый день поступает по 3-4 подобные заявки, хотя ещё года два назад такое количество было всего за месяц. Состояние водопровода в городе, а у нас 13 километров магистральных и 350 километров мелких труб, просто катастрофическое. Водопровод за время его существования в Канте капитально никогда не ремонтировался. Вот и случаются прорывы то тут, то там. Думаете, мы не хотим ехать? Просто у нас нет физической возможности сразу реагировать на все подобные вызовы.

– Но ведь утечка же налицо. Как же быть с декларируемым бережным отношением к воде?

– Вот эта лужа – просто мелочь по сравнению с другими проблемами, – вступил в разговор заглянувший в кабинет начальника главный инженер Юрий Иванович. – У нас в целом огромные потери. И не только потому, что 90 процентов всех труб изношены и постоянно рвутся. Ещё и сами жители используют питье-вую воду не по назначению, поливая огороды, что делать запрещается. И это мы тоже можем считать потерями, которые в результате достигают почти 80 процентов. Ремонтом же занимаемся постоянно в порядке, можно так сказать, приоритета аварии. Вот сейчас вы сами слышали, что заливает подъезд в большом доме. Конечно, мы туда отправили наших ремонтников. А эта лужа ещё может подождать.

– Вообще-то, одна из наших больших проблем – недостаток кадров и большая текучка, – опять подключился к разговору Кенжеев. – Люди бы и работали, но из-за низких тарифов на воду зарплаты у нас, к сожалению, невысокие. На весь город, в котором официально проживает чуть более двадцати тысяч человек, а фактически раза в полтора больше, всего три слесаря, работающих на водопроводе, и два – на канализации. В оперативных бригадах задействованы девять человек, из которых один сварщик и три водителя. Весь сентябрь мы трудились практически без выходных. К тому же сейчас ведем большую работу по замене старых труб.

Здесь директор развернул передо мной карту Канта, на которой были прорисованы зеленые и красные линии.

– Уже примерно год при финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития, а также правительства Швейцарии, мы реализуем «Проект реабилитации систем водоснабжения и канализации г. Кант». Деньги выделены большие. Сам проект рассчитан на два с половиной года. В первом квартале следующего года должны будем завершить первый этап. Уверен, что вскоре у нас будет самая современная система в Кыргызстане. С новыми счетчиками учета воды, которые всем будут установлены за счет проекта, мы сможем постоянно иметь всю информацию по расходу на скважинах, на компьютеры будут поступать все данные по пот-реблению воды в любом доме хоть за месяц, хоть за день. То, что отмечено зеленым, – это уже проложенные новые трубопроводы. Однако мы их не подключим, пока не завершим сооружение магистралей. Затем сразу запустим всю систему. Сегодня на новую сеть перевели только улицу Толстого. Процесс очень трудоемкий и сложный. Где на плане красные линии – там будем вести прокладку в ближайшее время. Кстати, по улице Абдраимова новые трубы проложили ещё в прошлом году и совсем скоро мы их задействуем. Так что ремонтировать ржавый трубопровод сейчас нерезонно – стоит тронуть трубу в одном месте, как она тут же посыплется в другом.

Поговорив с работниками кантского водоканала мы поняли, что у них и проблем много, и ведут они сейчас большую работу по обновлению всех водопроводных и канализационных сетей города. Только, кажется, не все жители об этом знают. И это, возможно, недоработка городских властей, своевременно не информирующих о грядущих преобразованиях. Отсюда возникают и недопонимание, и недовольство горожан по неспешному, как им кажется, реагированию на заявки по устранению поломок. К тому же многие люди даже не знают, что они должны быть готовыми к переключению их водопровода на новые магистрали и сами домовладельцы должны участвовать в подготовке к этому процессу.