В честь 29-й годовщины вывода Советских войск из Афганистана, 100-летия Красной Армии и Дня защитника Отечества российские пограничники традиционно поздравили ветеранов-пограничников, проживающих в Бишкеке и пригороде столицы.
Для большинства из них участие в праздничных мероприятиях по ряду объективных причин уже не представляется возможным, поэтому офицеры приезжают к ним домой. В этом году пограничники поздравили 16 заслуженных ветеранов и вручили им продовольственные наборы.
Ветераны погранслужбы всегда с радостью встречают своих российских коллег. Для них это хороший повод поделиться опытом своей службы, вспомнить молодость.
Одним из таких доблестных ветеранов пограничных войск и Великой Отечественной войны является Василий Геннадьевич Торин, которому 24 февраля исполнилось 92 года.
Родом Василий Геннадье-вич из потомственных донских казаков. Однако в 1914 году его родители переехали в казахстанское село Успеновка. Здесь молодую семью постигла большая утрата – умерла мама. Отец остался один с тремя маленькими детьми на руках. Время тогда было нелегкое, и поднимать одному троих детей без женской заботы было довольно сложно. Спустя время отец нашего героя встретил женщину, у которой было своих четверо детей, и создал с ней большую и дружную семью. А во время войны добавились еще четверо сирот, которых отец семейства взял к себе на воспитание.
Так и рос Василий Геннадье-вич в большой дружной семье, пока в 1944 году его не призвали в армию. Изначально он попал в так называемую «учебку» в город Ашхабад, где призывников готовили к отправке на фронт.
Но молодой человек был зачислен в пограничные войска. Василий Геннадьевич служил стрелком в Среднеазиатском пограничном округе с 1944 по 1947 год. Служил в Туркменистане на пограничной заставе «Курту-Су» Ашхабадского пограничного отряда, охранял советско-иранскую государственную границу. Служба была интересной и при этом полной опасностей.
Василий Геннадьевич рассказал гостям историю о задержании наркокурьера. Однажды он нес службу в пограничном наряде в непосредственной близости от линии границы. Спрятавшись за сопкой, стал наблюдать за приграничьем. Вскоре он увидел мужчину средних лет, бежавшего с большой сумкой в сторону Ирана, окликнул его, но тот упрямо бежал к границе. В. Торин имел приказ начальника заставы не стрелять в сторону Ирана. Пришпорив лошадь, на которой выехал в дозор, он догнал нарушителя, нанес ему удар шашкой и слез с лошади. В этот момент незнакомец бросился на пограничника. Василий Геннадьевич был вынужден нанести повторный удар, который оказался смертельным. В ходе разбирательства было установлено, что погибший занимался конт-рабандой опиума, а в сумке у него обнаружили крупную сумму денег. В качестве благодарности командование отпустило бойца Торина в увольнительную в Ашхабад.
От этой поездки у Василия Геннадьевича остались забавные воспоминания. Гуляя по городу, он и его товарищ не заметили, как стемнело, и заблудились. В темноте бойцы не смогли найти расположение пограничного отряда, поэтому заночевали на улице. Утром пограничники с удивлением обнаружили, что ночевали вблизи отряда, не дойдя до него всего несколько десятков метров.
Еще Василий Геннадьевич рассказал про 1944 год, когда его отправили в Подмосковье для сопровождения эшелонов с военной техникой и боеприпасами, идущих на фронты Великой Отечественной войны. Однажды их поезд попал под бомбежку на Смоленском направлении, при этом В. Торин получил легкие ранения и был направлен обратно на заставу.
Рассказал ветеран офицерам-пограничникам и о своем участии в борьбе с басмачами. Он вспомнил эпизод, когда по прибытии к первому месту службы, в ходе ознакомления молодого пополнения с охраняемым заставой участком государственной границы, офицер снял свою фуражку, положил рядом и отошел в сторону. В это время молодой боец решил примерить офицерскую фуражку, после чего прозвучал смертельный выстрел. Пограничники обнаружили бандитскую «лежанку», где нашли брошенную британскую винтовку марки «Харлей». А в 1946 году в результате бандитского выстрела именно из такой винтовки был ранен в ногу и сам Торин, после чего попал в госпиталь. Ранение оказалось тяжелым. Василия Геннадьевича признали негодным к военной службе. Причем врачи сказали, что у него мало шансов выжить. Но по возвращении на малую родину местная бабушка-знахарка поставила его на ноги.
В мирной жизни В. Г. Торин долгие годы проработал водителем и комбайнером в Сарыбулакском свеклосовхозе. Ушел на пенсию в 1980 году.
Спустя много лет Василий Геннадьевич отмечает, что тогда они стояли на защите рубежей общей для всех советских народов страны. И сейчас вдвойне приятно, что молодые пограничники не забывают о тех, кто когда-то служил на границе, и постоянно поддерживают их. Ведь всегда отрадно сознавать, что вклад ветеранов в защиту рубежей Родины по-прежнему помнят и ценят.
Служба в пограничных войсках для каждого ветерана была одной из главных жизненных вех. Эти люди, как истинные защитники Отечества, не задумываясь бесстрашно рисковали своей жизнью, чувствуя ответственность за спокойствие граждан и безопасность страны.