21 июня текущего года российские и мировые СМИ опубликовали сообщение об уходе из жизни генерал-майора Ю. И. Дроздова, легендарного экс-начальника советской нелегальной разведки.
Об этом человеке и его былой деятельности можно найти множество материалов, в том числе большую информацию о его работе дают книги, написанные им, а также многочисленные интервью с его участием.
В своем коротком рассказе я хотел бы поделиться с читателями своим впечатлением о единственной встрече с Ю. И. Дроздовым, которая носила совершенно случайный характер, но оставила своеобразный коммуникативный «след» на долгие годы.
Я имел уникальную возможность не только встретиться с этим человеком при его жизни, но и присутствовать на одном из его дней рождения и сделать недорогой подарок. Подарок, который, по всей видимости, понравился генералу Ю. И. Дроздову. Потому что еще долгие годы после нашей встречи, когда Юрий Иванович давал телевизионные интервью из своего кабинета, этот предмет всегда находился в кадре за его спиной. Так, наверное, получилось.
Произошло это в 2002 году. К тому времени на полях кыргызского землячества в Москве я уже несколько лет знал легендарного Бека-байке – Эркебека Абдулаева. Его, на то время уже отставного пенсионера – ветерана элитного подразделения спецназа КГБ СССР «Вымпел», знали не только в кругах кыргызской научной и творческой интеллигенции, студенчества г. Москвы. Наш боевой земляк был также широко известен в «узких» на то время кругах бизнесменов и коммерсантов из республик бывшей советской Средней Азии, которую к тому времени начали уже именовать «Центральной Азией». Многие новоявленные бизнесмены из Кыргызстана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана частенько обращались по своим каналам к Беку-байке и его бывшим сослуживцам за авторитетным мнением и советом – куда «двигать бизнес», чем интересен тот или иной регион, какие виды товаров и услуг приживутся на местном рынке, а какие нет. В особенности интересовали возможные «форс-мажоры» и прочие риски для бизнеса. Ведь в то время, многие помнят, неспокойно было на территории республик бывшего Союза, еще шла война на Северном Кавказе, активничала организованная преступность и т. д. и т. п. Признаться, поначалу я удивлялся, как быстро бизнесмены нащупали в людях типа Бека-байке надежных консультантов. Однажды приняв участие в таких бизнес-переговорах, я все понял. Бек-байке и сотоварищи поистине являлись «ходячими энциклопедиями». Бизнесмены просто экономили кучу времени и денег, обращаясь в «одно окно». И это «окно» действительно знало многогранные и многоуровневые вещи.
Используя свой маленький журналистский опыт, при каждой возможной встрече с Беком-байке я пытался узнать больше о такой совершенно закрытой от общественности сфере деятельности – разведке, тем более такой специфичной, как нелегальная.
Это сейчас вокруг полно литературы, интернет буквально забит контентом на эту тему. А тогда единственным источником нам виделся Бек-байке, который практически ничего на эту тему не говорил, при этом был мастером отшучиваться. Позже он просто дал мне несколько книг, среди которых были: его книга «Позывной «Кобра», а также «Вымысел исключен. Записки начальника нелегальной разведки». Автором последней был генерал Ю.И. Дроздов. Вместе с осмыслением содержимого книг пришло понимание, чем же занимались эти люди в разведке. Как-то позже я задал вопрос Беку-байке: «Где в основном работала советская нелегальная разведка?» Покручивая свой правый ус, после секундного раздумья Бек-байке ответил: «Практически на всем земном шаре».
Однажды сентябрьским днем раздался телефонный звонок, в трубке голос Бек-байке: «Ты ж хотел увидеть Деда, у него день рождения сегодня, собирайся. Пойдем пораньше, посидим, поговорим чуть-чуть, а то потом толпа гостей будет, не прорвешься». Первая мысль: «Что подарить?». Под рукой оказался наш родной кыргызский комуз, завезенный в Москву родней. А почему бы нет? Я человек творческий и подарок от меня подобающий. Заодно, думаю, посмотрим, как воспримут национальный кыргызский инструмент в качестве подарка хотя и бывшие, но все же военные люди.
Воображение рисовало строгого авторитетного генерала в форме, с резкой отрывистой речью, не терпящей пустословия и возражений. Интересно было посмотреть и на внешний антураж – оформление кабинета и прочее. Наверняка среди гостей будут бывшие «джеймс бонды» в очках и без, с загадочным выражением лица. В общем, все интересно.
Встретились с Беком-байке на станции метро «Добрынинская», зашли в офис информационно-аналитического агентства «Намакон» (кстати, совсем недалеко от здания посольства Кыргызстана). Как оказалось «Дед», так называли Юрия Ивановича Дроздова бывшие сослуживцы, будучи в отставке, занимался аналитическими исследованиями.
Мы пришли чуть пораньше, гостей особо еще не было. За-шли в кабинет к Ю. И. Дроздову, познакомились. Подтянутая сухощавая фигура. Несмотря на возраст ни полноты, ни животика. Не сказать, что бывший спортсмен или спецназовец, но физические нагрузки как привычное дело. Крепкое рукопожатие. Доброжелательный и одновременно проницательный взгляд, слегка с прищуром. Одет просто – светлая рубашка, брюки, сверху жакет-безрукавка. Внешне можно принять за профессора-преподавателя, инженера, архитектора, человека искусства. Кто угодно, но только не легендарный разведчик – генерал.
Что бросилось в глаза в первую очередь? Невероятный ум и интеллигентность этого человека. Интеллектом, казалось, был пронизан воздух и вся обстановка в его кабинете. Кабинет, к слову, был весь заполнен книгами, журналами, газетами (причем на разных мировых языках), различными папками и т. д. Несколько картин, макет парусного судна, что-то еще из морской тематики. На столе письменный набор. Никакой вычурности, пафосности, нарочитости. Все скромно, аккуратно и, я бы сказал, дельно. Всякая вещь, любой предмет в его кабинете указывал на конкретную принадлежность к определенной теме. Либо был взят откуда-то, принадлежал к конкретной теме и сфере, и это знал только сам хозяин кабинета.
Но самое главное – это сам Юрий Иванович, простота и скромность этого человека. Я впервые общался с человеком такого статуса и ранга (шутка ли, в свое время начальник Управления нелегальной разведки КГБ СССР напрямую общался с высшим государственным и партийным руководством Советского Союза, владел информацией обо всем мире). Какого высокопоставленного военного я ожидал увидеть до встречи, я уже упоминал. Увиденный мной генерал Ю. И. Дроздов оказался совсем иным. Он располагал к себе буквально с первых минут общения своей естественностью, приятными манерами и эрудицией.
Меня Юрий Иванович тоже видел впервые (больше, к сожалению, увидеться мне с ним не пришлось), но в разговоре чувствовалась искренняя заинтересованность, никаких дежурных фраз, ни тени кичливости либо превосходства. Разговор на равных. Говорили об общих вопросах – экономическом состоянии стран бывшего Союза, угрозе терроризма, безопасности границ и т. д. И опять же, несмотря на существенную разницу в возрасте, если хотите, происхождении, сферах занятий и пр., с генералом было приятно разговаривать, он заинтересован в собеседнике, одновременно не дает почувствовать гигантскую разницу в статусе, прост в общении, и это располагает к нему.
В процессе беседы чувствую: многие детали по Средней Азии я знаю хуже или не знаю вовсе. Ввиду ограничения по времени, использую нехитрый журналистский прием и спрашиваю: «Юрий Иванович, как вы думаете, что ожидает наш Центрально-Азиатский регион в будущем?». За давностью лет не ручаюсь за буквальность приведенного мной ответа Юрия Ивановича, но суть такова: «В истории человечества были моменты, когда Центральная Азия вносила свой вклад в развитие его истории. Я думаю, что будущее всего Евразийского континента будет связано со странами региона Центральной Азии».
Что запомнилось еще в той короткой встрече? Это живой интерес, человеческое сопереживание и участие Ю. И. Дроздова по отношению к проблемам бывших советских республик. Не кабинетно-эфемерное, а РЕАЛЬНОЕ знание жизни людей. (Много позже, периодически вспоминая и анализируя моменты нашей встречи и последующих интервью генерала Ю. И. Дроздова в различных СМИ, я пришел к выводу, что Юрий Иванович в личном плане очень переживал за развал Союза и судьбы коренных народов бывших республик СССР. Ведь среди его бывших подчиненных было достаточно много выходцев из союзных республик, я сам был свидетелем его отеческого отношения к нашему Беку-байке. Фронтовик, прошедший Великую Отечественную, Юрий Иванович Дроздов не мог не сострадать всем своим сердцем за ту многонациональную страну, за которую он воевал. И победил.
И еще. Некоторое время назад я стал интуитивно понимать, что Юрий Иванович знал нечто, о чем, возможно, открыто не говорил. Мне думается, это касается светлого будущего наших республик.
К тому времени в кабинет Ю. И. Дроздова начали заходить гости, мы с Беком-байке перешли в небольшое фойе, где был накрыт стол. Появлялись все новые и новые люди, мы знакомились с некоторыми. Литераторы, писатели, издатели, коллеги-журналисты, бизнесмены и т. д., всего человек двадцать. Ожидаемых «джеймс бондов» я так и не увидел. За гостями ухаживала внучка Ю. И. Дроздова, предлагая чай и прохладительные напитки.
Когда Юрий Иванович вышел в фойе, начались поздравления, желающие налили себе спиртное. Сам Юрий Иванович был абсолютно равнодушен к крепким напиткам. По моему, весь вечер он держал в руках один и тот же стакан с содовой.
Было видно, что поздравить «Деда» пришли люди, для которых он был близок, в первую очередь близок по духу. Царила теплая дружественная атмосфера, почти семейная. Слышался смех и шутки. В поздравлениях выступающих не было никакого пафоса, официальности, вычурности. Все было просто и душевно. Я могу ошибиться, но даже слово «разведка» ни разу не прозвучало. Со стороны могло показаться, что это многочисленная родня пришла поздравить своего родоначальника. Для меня, по сути постороннего человека, случайно попавшего на данное мероприятие, было чрезвычайно удивительно и приятно видеть это действо вокруг человека, с чьим именем связан ореол таинственности и секретности мирового масштаба.
После выступления Бека-байке слово предоставили мне (надо сказать, присутствующие относились ко мне как к младшему брату «товарища Бека», это было мне приятно, чего тут говорить). Свое выступление я начал со слов о том, какое это почетное право мне выпало – поздравить такого великого человека, как генерал Ю. И. Дроздов (тут чувствую – не нравится Юрию Ивановичу это мое славословие, быстро поправляюсь). Говорю о том, что знания и мудрость старших – это сосуд, из которого можно пить бесконечно. А для достижения дальнейших творческих успехов передаю ему, как аксакалу, древний кыргызский инструмент, пришедший с кыргызским народом из глубины веков. С этими словами передаю Юрию Ивановичу комуз. С улыбкой приняв инструмент, генерал тронул одну струну, прислушался к звуку, поблагодарил за подарок. Было видно, что комуз очень понравился ему. (В это время слышу за своей спиной говор: «Смотрите-смотрите, Деду музыкальный инструмент подарили!»). Подарок понравился всем присутствующим. Юрий Иванович, обратившись ко мне, произнес: «Берегите Иссык-Куль, такой красоты нет больше нигде на свете!»
Когда мы уже вышли с вечеринки, Бек-байке произнес: «Слушай, хороший подарок ты сделал Деду, здорово получилось». Помню, на волне этого позитива задаю вопрос: «Бек-байке, ну скажите Вы наконец, как вообще можно оценивать работу нелегальной разведки? В смысле ее результатов?» Хмыкнув в усы, Бек-байке ответил просто, но сказать, что его ответ впечатлил меня, значит не сказать ничего: «Ты знаешь, никто и нигде тебе этого не скажет. Просто лет через тридцать, может пятьдесят, мир будет другим»…
С тех пор прошли годы. По телевидению и в сети Интернет мне попадались интервью, которые брали у генерала разведки Ю. И. Дроздова – то по случаю юбилея российской разведки, то по случаю юбилея самого Юрия Ивановича. И практически всегда в кабинете за его спиной находился кыргызский комуз. Нам остается только догадываться, почему генерал Ю. И. Дроздов давал свои интервью на фоне древнего кыргызского национального инструмента. А, может, это была просто случайность. (Хотя случайности не случайны, эту китайскую истину бывший резидент советской разведки в Китае знал наверняка.)
Как бы то ни было, я благодарен Богу, предоставившему мне возможность встречи с Великим маэстро разведки, каким был и остается генерал Ю. И. Дроздов.
В последующие годы мне приходилось встречать множество генералов и прочих военных чинов ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и родном Кыргызстане. К сожалению, за небольшим исключением, мне трудно было бы привести образцы хотя бы примерного соответствия тому набору качеств, которые были присущи генералу Ю. И. Дроздову.
Что касается нашего известного земляка Бека-байке – Эркебека Сагынбековича Абдулаева (арты кайрылуу болсун), то, насколько известно, в Кыргызстане есть историки и литераторы, которые еще напишут книгу об этом человеке, достойном сыне своего народа (а возможно и снимут фильм, почему бы и нет?).
Ведь именно такие люди – простые и скромные Профессионалы, зачастую до определенной поры абсолютно неизвестные, делают историю Человечества. Всем сердцем любящие свою Родину, свой народ, истинные патриоты как Ю. И. Дроздов, Э. С. Абдулаев и их соратники.
А самым большим памятником для них будет мир, который обязательно станет лучше, дай Бог, уже в скором будущем…
Арсен Мусаев