Юрий Дроздов скончался на 92-м году. Большую часть жизни он отдал служению Родине. Его вклад в работу спецслужб важен настолько, что еще долго из-за грифа секретности об этом будут знать лишь только некоторые.

Создатель и руководитель группы «Вымпел», наш резидент в ключевых регионах мира, глава отечественной нелегальной разведки. В словах соболезнования близким Владимир Путин отметил, что Юрий Дроздов из героического поколения фронтовиков, гордость внешней разведки, участник блестящих операций.

Схему укреплений дворца Амина Юрий Дроздов нарисовал за два дня до боя. Тогда в Афганистане ему подчинялись отдельные отряды КГБ и отдельная группа диверсантов-подрывников. Чтобы взять дворец, который охраняли 1200 человек, отводилось минимум времени и 56 бойцов спецназа.

«Во время ознакомления с картой вероятных событий, я бросил фразу о том, что местность представляет из себя бутылку, наверное, говорю, надо влезть в бутылку и оттуда все начать», – рассказывал Юрий Дроздов в документальном фильме «Исповедь диверсанта».

Порой он предлагал дерзкие решения, задачи, на первый взгляд, невыполнимые. И в этом был он весь. Свой первый орден Юрий Дроздов получил в апреле 1945-го, тогда молодой лейтенант-артиллерист в Берлине выкатил две пушки и фактически в упор атаковал немецкие танки. Спустя 34 года в Афганистане, кажется, тот же почерк,правда уже разведчика и генерал-майора.

«Я никак не мог понять, зачем генералу Дроздову, человеку в летах было идти с автоматом, под чужой фамилией под пули. Он мне сказал: «Я был со своими ребятами». Его любили за то, что он был близок с людьми. Он не был каким-то человеком, который отдавал команды, придумывал легенды и только руководил», – рассказывает заместитель главного редактора «Российской газеты», историк спецслужб Николай Долгополов.

Мастер не только придумывать легенды — перевоплощаться и сливаться с вымышленным образом так, что верили иностранные спецслужбы. Во время работы в Западной Германии ему довелось быть и бароном Хонштейном, по легенде, нацистом, бежавшим в Латинскую Америку и перебравшимся в Европу для создания подпольной организации. Выполняя еще одно задание, Юрий Дроздов на несколько месяцев стал почтовым служащим Кляйнердом, когда готовил документы для отправки советского нелегала в США. Вообще, кажется, немного страниц в истории того времени, где бы, конечно, между строк не читалось имя Юрия Дроздова.

Из ворот советского посольства в Берлине выходит четыре человека: жена Абеля, дочь Абеля и Джеймс Донелен, американский адвокат, который  менял с американской стороны Пауэрса на полковника Абеля. Позади, точно в тени, Юрий Иванович. В истории обмена советского разведчика Вильяма Фишера, больше известного как Рудольф Абель, и американского летчика-шпиона Пауэрса важнейшую роль сыграл двоюродный брат Абеля Дривс, который вел все переговоры. Конечно, никакого кузена отродясь не было, а был советский разведчик Юрий Дроздов. Переговоры шли не один год.

«После всей этой возни, когда все это закончилось, говорю: «Если я завтра утром просплю…» И проспал. И проснулся от серьезного стука в дверь. Быстро небритый собрался и уехал. Я старался держаться в стороне. За машиной стоял. Николай Алексеевич опознал Абеля на мосту. Американцы своего. А потом все как в кино «Мертвый сезон», – вспоминал Юрий Дроздов.

После работы в Германии четыре года Юрий Дроздов был резидентом внешней разведки КГБ в Китае. В 1975-м — в США. Руководил резидентурой разведки в Нью-Йорке. Именно Дроздов тогда первым заметил подозрительное поведение будущего перебежчика – советского дипломата – чрезвычайного и полномочного посола – заместителя генерального секретаря ООН Аркадия Шевченко.

«Тогда мы высказали свое отношение к его поведению, последствиям, которые оно вызывает и сообщили об этом в Москву. Мы к нашему удивлению получили ответ: «Перестаньте заниматься делом Шевченко». Я, наверное, в те годы допустил очень серьезное дисциплинарное нарушение, когда как руководитель нью-йоркской резидентуры приказал нашим товарищам продолжать наблюдение – регулярно информировать центр», – рассказал Юрий Дроздов.

Долгие годы – с 1979 по 1991 он возглавлял управление нелегальной разведки КГБ. Юрий Дроздов повторял: успех операции – это работа разведчика-нелегала и оперативно-боевой группы. Легендарную группу «Вымпел», которая может выполнять задачи в любой точке мира, Юрий Дроздов создавал с нуля.

Он написал не одну книгу о внешней политике и, конечно, о разведке. Правда, рассказал, конечно, не обо всем, многое до сих пор под грифом «секретно». А на вопрос, когда можно будет узнать подробности, улыбаясь отвечал: «Конечно, рассекретят, лет через 400».