Храм – это особое место, и для каждого православного человека оно особо по-своему. Кто-то приходит туда с радостью, кто-то – с переживаниями, смятениями,

ну а кто-то – чтобы просто побыть наедине с собой, подумать, переосмыслить прожитое…

Накануне наша редакция встретилась с Владыкой Даниилом, епископом Бишкекским и Кыргызстанским, чтобы поговорить о мирском и духовном. Как оказалось, Владыка переживает не только за то, что происходит в делах церковных, но и еще за то, что происходит в нашей стране.

— У нас в республике действует масса различных сект, которые лихо привлекают к себе прихожан. В большинстве мнимой простотой, песнями, улыбками, распростертыми объятиями навязывают удобное для них восприятие мира. А вот в православном храме порой можно натолкнуться на очень сварливых старушек, которые не подскажут, как правильно себя вести, или что нужно делать, а наоборот – выскажут свое недовольство, упреки, что явно отталкивает человека, возможно, ищущего духовную поддержку. Вот и идут люди к тем, кто встречает их с открытыми объятиями, не задумываясь о последствиях. Возможно, сказывается и недостаток знаний. Ведь человека несведущего, да еще, если он находится в тяжелой жизненной ситуации, убедить можно в чем угодно. Почему так происходит?

– Скорее всего, такое положение дел – это совокупность обстоятельств. Вера получила свободу от советского гнета, уничтожения, тирании, существовавшего и в исламе, и в православии. Получив свободу, люди пошли в храмы. Патриарх Алексий II называл этот момент «вторым крещением на Руси», в том числе и в Кыргызстане, ведь православные люди стали приходить в храм, совершать таинство Крещения. Но при этом у церкви не было мощи в образовании. Из советского времени православие «вынесли» бабульки, естественно, добавив в него что-то свое, поэтому они и стали вести себя в церкви по-особенному, как хозяйки. Когда люди пришли в православную веру, им хотелось чего-то теплого, сердечного, а встречали они вот таких бабушек.

Сейчас церковь уже другая: церковное общество меняется, оно становится грамотным, пропитывается уважением, духовностью и сердечностью.

В сектах существует понятие «бомбардировка любовью» – постоянные объятия, улыбки, то есть современный менеджерский подход, представляющий чисто экономический проект. Секты не имеют отношения ни к христианству с его историей, истоками, ни к традициям, догмам. В том месте, где я вырос, существовала секта адвентистов седьмого дня, чей молебельный дом располагался напротив православного храма. Со временем их пастор и некоторые прихожане познакомились с нашими служителями и со святоотеческой литературой, написанной святыми отцами 1-5 веков, такими как святитель Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. После прочтения их трудов адвентисты, образно говоря, были в шоке.

Когда люди начинают знакомиться с основами традиционного православия, конечно, у них меняется мировоззрение, естественно, они поначалу многого не знают. Но с другой стороны, если люди ушли в секту, и если вера их ведет по благочестивому пути, тоже неплохо. Даст Бог, может быть, со временем они все переосмыслят и придут в православие.

Секты по сути своей разрушительны для общества, например, те же иеговисты, у которых существует масса абсурдных вещей. Например, запрет на переливание крови, который впоследствии может привести к летальному исходу, и тому подобное.

Но коль люди посещают эти секты, не стоит их оскорблять, а нужно молиться за них.

— Владыка, наверное, к Вам с вопросами обращаются очень много людей. О чем говорите, что спрашивают?

— После богослужения говорим о темах, которые возникали в течение дня. Например, не так давно говорили о группах смерти в социальных сетях. Эти игры подразумевают в своем окончании совершение суицида – самого страшного греха в любой вере.

До революции самоубийц никогда не хоронили на общем кладбище, никогда не ставили на их могилах кресты. А это значит, что за них нельзя молиться и отпевать. Конечно, люди в частности подают прошения, ведь бывают случаи, когда самоубийство подделывают, то есть все выглядит как самоубийство, а на самом деле было совершено убийство, или наркомания, алкоголизм: вроде бы человек сам себя в эту могилу загоняет, но это общая беда нашего современного мира, поэтому и есть исключения.

Родителям следует быть очень внимательными по отношению к своим детям. В современное время все заняты работой, зарабатыванием денег, а про детей забывают. Дети – самое важное, нужно смотреть во что они играют, что смотрят, контролировать их – это не так сложно.

В подобных играх в еще неокрепшие ум и сердце ребенка вкладываются суицидальные мысли. Ребенок по-наивному подходит к таким вещам, не задумывается о последствиях, потому что ни в семье, ни в ребенке нет веры, нет Божественного утверждения, нет основы, и в этой слабости часто подобные моменты происходят. Еще много проблем из-за компьютерных игр, в которых много убийств. Ребенок теряет связь с действительностью, не понимает, где реальность, а где компьютерная игра. Внешнее давление на личность человека в любом случае это грех, потому как Богом дается нам жизнь. Не зря говорят, что ребенок – дар Божий. И дар этот мы не имеем права забирать сами по себе. В православии это называется хула на Духа Святого. Господь говорит в Евангелии, что все простится, всякий грех прощается, но хула на Духа Святого не простится никогда.

– Как ребенку привить православие?

– Начинать нужно с самих себя. Ребенку не стоит насильно навязывать что-то. Дети должны дома видеть, как родители молятся, как общаются друг с другом. Да, бывают и конфликты, но и в этом случае дети должны видеть, как родители просят друг у друга прощения, как они справляются с ситуацией. Они должны вживую видеть веру в своих родителях. Бывает и наоборот: ребенок верующий, ходит в воскресную школу, а родители и «не так и не сяк», ему сложнее учить родителей, и не всегда это может получиться. Поэтому родители сами с себя должны начинать. Вспомните своих бабушек и дедушек в советское время, какие они были верующие и твердые, никогда не отступали от православных традиций, веры, но и не говорили об этом «направо и налево». А мы в свою очередь видели их жизнь, пропитались ею.

Если дети не хотят приходить в храм, не надо их сильно упрекать, не надо быть духовным садистом, надо быть любящими и понимающими. Конечно, распущения не должно быть, и воспитание должно быть. Но самое главное – личный пример.

Кстати, последняя тенденция – при храмах устанавливаются детские площадки. Мы тоже планируем при Свято-Воскресенском и при Владимирском храмах установить такие площадки, чтобы дети могли там побегать, пообщаться, потратить свою энергию. Но самое главное – они будут при храме, будут видеть верующих людей, слышать песнопения, колокольный звон, они смогут проникнуться верой и при этом не будут угнетаться.

— Как Вы относитесь к новым информационным технологиям? Используете ли их в своей жизни?

— Я спокойно отношусь к новым технологиям. Но дело в том, что интернет-поле забито чем попало. Самое главное – необходимо все эти вещи фильтровать, иметь духовный антивирус, поэтому здесь помогает только самовыучка.

Сейчас ни для кого не секрет, что молодежь сидит в основном в социальных сетях. Поэтому, чтобы она почерпнула жизнь православную, мы создали аккаунты в этих сетях. У меня есть и своя страничка. Раньше она была своего рода личным архивом, дневником. Сейчас это место, где я выражаю свое мнение, эмоции, переживания, соболезнования, например, о недавней трагедии с крушением самолета.

— Владыка, так уж сложилось, что у нас в республике родительский день отмечается православными в разные дни. Например, в селах, расположенных западнее столицы, – это понедельник, а вот в восточной стороне – вторник. Почему так происходит?

— Христианство, православие распространено на очень больших территориях. В Киргизию тоже прибывали православные люди с разных территорий России и с разными традициями. На севере России они одни, в ее центре – другие, на юге – третьи. Но самое главное – они не противоречат основному догматическому вероучительному пониманию. Когда-то у людей в одной области была возможность прийти на кладбище и поминать усопших в понедельник, у других – во вторник. Постепенно так все и сложилось, и в этом нет ничего категоричного. Можно хоть каждый день на кладбище приходить и поминать усопших. Традиция, догмат и канон – это абсолютно разные вещи, и если традиция не противоречит основным догматам, вере и канонам, если она не искажает ничего и не ломает, то это нормальная традиция, и таких очень много – это все богатство веры.

— Для многих здешних православных ходить на кладбище на Пасху тоже стало своего рода традицией. Правильно ли это?

— Эта традиция южных областей России – Саратовской, Оренбургской. Там по-прежнему люди ходят на Пасху и до сих пор, не дожидаясь Радуницы, делятся пасхальной радостью. Нет в этом ничего страшного. Но это не церковная, а народная, не противоречащая традиция.

— Владыка, сейчас идут уже последние дни Великого поста. Как правильно вести себя в это время?

— Великий пост – это пятидесяти-дневный период подготовки к Пасхе Христовой, воскресению Христову.

Великий пост – это не только воздержание в пище, но это также и духовный пост: воздержание своего языка, чтобы никого не осуждать, не оскорблять. Он проходит в особом богомоле. Молитвы и богослужения очень сложные, долгие, службы длятся по 4-5 часов утром и вечером.

В это время, помимо обычных утренних и вечерних молитв, добавляют молитву Ефрема Сирина, а также дополнительно, если есть благословение духовника или батюшки, с которым общается верующей человек, на какое-то дополнительное молитвенное правило. Например, канон покаянный или акафист покаянный, или что-то еще.

— Спасибо за содержательную беседу.      

Елена Жолобова 

фото автора