Чтобы лучше жить, нужно лучше работать.
Это знают все. Даже те, кто не работает.
Но последнее не относится к правительству.
Оно у нас самое трудолюбивое. И хорошо считающее.
Взяло наше Министерство экономики и подсчитало, что в 2015 году объем выпускаемой промышленной продукции снизился на 22,4 процента. Об этом на заседании правительства заявил сам министр экономики Арзыбек Кожошев, когда рассказывал коллегам о реализации программы развития обрабатывающей промышленности.
Самый главный экономист отметил, что «результаты достижения целевых показателей программы за 2013-2015 годы свидетельствуют, что, к сожалению, только в 2013 году достигнуты отдельные из поставленных целей».
Тут сразу захотелось вспомнить, кто был премьером в том славном году, благо, в калейдоскопе сменяемости руководителей правительства можно сбиться не только в подсчётах, но и в датах запутаться. Вспомнил. Тогда пост занимал Жанторо Сатыбалдиев. Но он сильно не понравился атамекеновскому лидеру Омурбеку Текебаеву, который и предыдущего премьера Омурбека Бабанова умудрился скинуть без особого напряга.
После Сатыбалдиева правительство возглавил любимый ставленник «Ата-Мекена» Джоомарт Оторбаев. И что? Об этом четко поведал А. Кожошев. «В 2014-2015 годах заявленные цели не были достигнуты. При этом по отдельным позициям имеются значительные снижения исходных показателей. Так, если в 2013 году прирост выпуска промышленной продукции составил 134,3 процента, при прогнозе данных на уровне 108,2 процента, то в 2014 году вместо запланированного роста в 107 процентов фактические данные составили 98,4 процента. Самое значительное снижение отмечено в 2015 году – 22,4 процента,
т. е. при запланированном росте на уровне 118 процентов согласно фактическим данным он составил 95,6 процента».
Поскольку нынче у нас правительство как бы новое, то винить кого-либо глава ведомства не стал. Тогда пришлось бы и о своей роли что-то сказать. Ведь целое министерство думает, как бы нам тут экономику поднять, а она берёт и падает. Причём стабильно. Кожошев выразил уверенность, что основными причинами неудовлетворительных показателей исполнения программы являются общая экономическая ситуация в стране, на что, естественно, оказали влияние кризисные явления в мире и на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также снижение потребительского спроса.
Конечно, можно было бы по традиции всё свалить на происки третьих сил. У нас, ведь, если где что происходит не очень радостное, то всегда виноваты эти невидимые далёкие силы. Но то что отрицательно сказались на общей экономической обстановке свертывание ряда инвестиционных проектов, отсутствие финансирования обрабатывающей промышленности и снижение объемов производства на месторождении «Кумтор», это исключительно наша родная заслуга. И молодец министр. Не побоялся прямо об этом заявить. Правда, было бы совсем неплохо, если бы он ещё уточнил, кто очень активно противостоит деятельности «Кумтора». Не хочется повторяться, но фамилия этого активиста уже присутствует чуть выше.
Также Кожошев признался, что были недостатки в работе и государственных органов – в части развития промышленности и выполнения плана меро-приятий по реализации программы. Ранее докладывали, что из 33-х запланированных мероприятий выполнено 32, одно в стадии исполнения. Почти замечательный показатель. Но анализ (министерства-то работают исправно) показал, что на самом деле из запланированных мероприятий выполнены только 22. Приписали немного. Без этого ведь никак. В Минэкономики отметили: до сих пор не разработана программа по приоритетным отраслям экономики. Вот это непорядок. Мы же без программы никуда двинуться не можем. Хотя, если признаться, у нас и с программой особых прорывов не получается. Уж какие матрицы в свое время Оторбаев выдвигал. Залюбуешься. На том все успехи и завершались. Кстати, чтобы народ ориентировался, куда ему идти, нам напомнили, что приоритетными отраслями в стране считаются металлургическая, пищевая, перерабатывающая, текстильно-швейная, производство стройматериалов. Однако на сегодня есть только программа развития текстильного и швейного производства. При этом в министерстве отметили, что в Кыргызстане нет проектов высокотехнологичных производств, не имеется ни одной индустриальной зоны, затянут срок разработки законопроекта об индустриальных парках, отсутствуют предложения по новым видам услуг для инвесторов в свободных экономических зонах. Не проведена в достаточной мере работа по приведению трудовых отношений в соответствие с международными нормами. В Налоговый кодекс не внесены изменения в части применения ускоренной амортизации для промышленных предприятий, инвестирующих средства в новые производства. Не разработаны механизмы по улучшению финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
То есть, нет не только производств, но даже бумажек, по которым они должны были бы создаваться. Вот это совсем непорядок. Неужели чиновники вконец обленились, что даже бумажную работу не в состоянии выполнить?
Александр Никсдорф.