Трагические события 1916 года до сих пор тревожат сердце каждого кыргызстанца. И не только кыргызов, но и всех проживающих в стране. Ведь трагедия того года коснулась и семей многих переселенцев: русских, украинцев. С обеих сторон были жертвы. Погибли женщины, дети, старики. Десятки тысяч кыргызов были вынуждены покинуть Родину и бежать в Китай, когда пришли царские карательные отряды, жестоко расправлявшиеся с восставшими. Говорят, время лечит, но порой рубцы от ран остаются навсегда и саднят и болят, напоминая о прошлом. Таким болезненным рубцом до сих пор остаются события 1916 года. Это вызвано тем, что в них немало белых пятен, неизученных вопросов.
27 мая нынешнего года Президент Кыргызстана подписал указ «О 100-летии трагических событий 1916 года». В соответствии с ним на базе Комиссии по развитию исторической науки при Президенте республики создается рабочая группа ученых-историков и представителей других гуманитарных наук, которой надлежит выработать объективную историческую оценку событий 1916 года.
Вот что говорит доктор исторических наук, профессор Эгемберди Маанаев: «Весьма болезненной проблемой, требующей чуткого, объективного и деликатного к ней отношения, является история национально-освободительного движения народов Средней Азии 1916 года. Она, как никакая другая, требует предварительной трактовки как в общеисторическом, так и в политическом, моральном, социальном планах. Необходимо глубоко продумать оценку этих событий, прежде чем освещать их в научных изданиях».
В то же время националистически настроенными силами создана общественно-политическая комиссия по расследованию «Їркїна». Возглавил ее Азимбек Бекназаров. В задачу комиссии входит исследование восстания 1916 года и признание геноцида кыргызского народа.
Активисты общественно-политической комиссии намерены обнародовать исторические материалы, содержащие директивы руководства царской России и документы о ходе восстания, адресованные Туркестанскому генерал-губернаторству.
Подобного рода материалы содержатся в сборнике документов 1932 года, отражающих ход народно-освободительного движения, хранящиеся в Национальной библиотеке Кыргызстана.
Комиссия намерена подготовить заключение, в котором подавление восстания 1916 года будет признано геноцидом. Позднее этот документ планируется довести до властей республики с целью его официального признания на государственном уровне и последующего вынесения вопроса на мировой уровень по аналогии с геноцидом армян.
Не секрет, что деятельность указанной комиссии поддерживается посольством США в республике, а также националистическими и прозападными общественно-политическими деятелями, которые готовы придать восстанию 1916 года характер межнационального конфликта, объявить современную Россию виновной за колонизаторскую политику царизма, противопоставив два дружественных народа. Но все больше и больше в стране раздаются голоса ученых, общественных деятелей, простых людей, требующих объективно расследовать события 1916 года, не переписывать историю, не пытаться поссорить народы Кыргызстана.
В связи с этим редакция начинает публикацию архивных материалов о событиях 1916 года.
О причинах народно-освободительного движения
Народно-освободительное движение в Туркестане вспыхнуло по причине экономических и политических противоречий, которые явились результатом политики царской России в Средней Азии. Фактическим поводом восстания стало издание 25 июня 1916 года указа царского правительства, в котором объявлялось о привлечении на время войны народов Туркестана, Сибири, Казахстана и Поволжья к работам по строительству оборонительных сооружений и созданию военной инфраструктуры в районах дислокации подразделений армии Российской империи.
Примечательно, что восстание вспыхнуло на третий год Первой мировой войны, когда уже внутри России назревала революция, а ситуация на фронтах становилась катастрофической. Мятеж начался 4 июля 1916 года с событий в Ходженте. Постепенно был охвачен весь Туркестан: Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская, Семиреченская, Закаспийская и Аму-Дарьин-ская области. Соответственно в восстании приняли участие все населявшие Туркестан народности: кыргызы, узбеки, казахи, туркмены, калмыки, дунгане, уйгуры, а русские.
Характерным является то, что в Семиречье восстание началось гораздо позже – в начале августа, а не в июле, чем в остальных областях Туркестана. Предвидя неизбежный мятеж населения области, администрация заранее предприняла подготовительные меры.
Основываясь на исторических документах, необходимо обратить внимание, что во всех областях Туркестана восстание проходило в силу влияния извне английской, германской и турецкой сторон с использованием преимущественно религиозного аспекта.
Отметим, что в XIX-XX веках между Российской и Британской империями имело место геополитическое соперничество за господство в Южной и Центральной Азии, получившее английское название «Большая игра» и русское «Турниры теней». Что же касается Турции с Германией, то они рассматривали восстание 1916 года как одно из существенных средств ослабления России и поражения ее на фронтах Первой мировой войны.
Так, представители Германии прилагали все усилия, чтобы ослабить и подорвать обстановку в Туркестане. Особую надежду они возлагали на мусульманский Восток. В частности директор департамента духовных дел в донесении от 17 марта 1916 года императору Николаю II сообщает, что немцы стараются «поднять против России и ее союзников, по возможности, весь мусульманский мир, и для сего они искусно пользуются теми успехами пропаганды панисламизма, которая уже давно охватила мусульманскую массу».
В этом же документе указывается, что «по инициативе Германии в Берлине был созван съезд мусульман, на котором рассматривался вопрос об объединении народов, исповедующих ислам, и выступлении последних против неверующих, в частности русских…
Постепенно пропаганда немцев внедрялась в мусульманскую среду в России: в поволжские восточные губернии, на Кавказ и в Туркестан с преобладающим мусульман-ским населением… Сотни немецких агентов, снабженных панисламистской литературой и золотом под видом бродяг и дервишей «снуют» по Востоку, пропагандируя величие и могущество Германской империи, распространяя небывалые победы над русской армией». Некоторые агенты Германии были замечены на территории Киргизии. В частности весной 1916 года в кишлаке Канибадом Кокандского уезда Ферганской области был задержан немецкий агент, являвшийся членом общества «Герман-ский экспорт», находящегося в Берлине. Он выполнял задание общества, пропагандируя антирусские идеи среди коренного населения.
Аналогично действовала Турция, правящие круги которой пытались объединить тюркоязычные народы, исповедующие ислам, и отторгнуть Среднюю Азию от России, посылая в регион своих эмиссаров и агентов, призывавших местное население к джихаду – «священной войне» против неверных, в частности против русских. Также они проводили сбор всевозможных средств.
В трудах А. В. Пясковского и М. Г. Вахапова указывается, что в конце XIX – начале XX века в Туркестанском крае заметно усилились пан-исламистские и пантюркист-ские настроения среди местной феодальной знати, увеличилось паломничество состоятельных людей в Мекку. При этом ученые отмечают, что увеличение числа паломников привело к усилению влияния панисламизма и пантюркизма в Средней Азии. Некоторые паломники, недовольные присоединением к России, стали вести антирусскую агитацию. Они собирали средства с коренного населения в пользу Турции и других государств, враждебных России. Так, в докладе министра внутренних дел от 23 февраля 1914 года говорится: «В настоящее время среди мусульман Туркестанского края распространяется прокламация о необходимости повсеместного сбора мусульманами пожертвований в пользу раненых турецкой армии». В книге А. Н. Зоркина «Революционное движение в Киргизии (северная часть)» приводятся слова очевидцев тех событий: «По инициативе некоторых манапов в 1915 году проводился сбор «добровольных» пожертвований. Деньги, собранные с коренного населения 37 волостей, были высланы через Афганистан в Турцию».
По рассказам старожилов Центрального Тянь-Шаня Карымшака Атабекова и Молдо Джоторкулова, в 1915 году во время орозо в урочище Сон-Куль появились два турка, которые призывали верующих объединиться вокруг главы младотурков Анвара Ходжи и выступить против России. В некоторых районах Северной Киргизии распространялись слухи о том, что на фронтах русские терпят поражение, а турки одерживают победу и вскоре выиграют войну.
В исторических материалах имеются также доказательства связи отдельных религиозных деятелей и манапов с Турцией. Так, представители последних агитировали за то, что «давать рабочих не следует, так как это будет идти против шариата, ведь рабочие пойдут на помощь армии, действующей против Германии и Турции». В показании Найзабека Тулина говорится, что Канат Абукин заявил возмутившимся жителям Кочкора о том, что «он имеет сообщение с Китаем, Турцией, Афганистаном, что от них придут войска, совместно с которыми возьмет Россию, и что она (Россия) больше существовать не будет».
О связях представителей феодальной знати с некоторыми странами говорится в письме, полученном манапом Карыпбаем Канаткамиевым из Турции. В нем содержится просьба сообщить о настроении мусульманского населения и данные о русских войсках в Туркестане.
По указанию местных феодалов, возлагавших большие надежды на ислам, имамы распространяли слух о том, что «мусульманин, умерший в европейской части России, лишится рая небесного… Русские будут посылать их на верную смерть». Другие говорили, что «если мусульманин убьёт русского, то он будет блаженствовать… А если они умрут от рук русских, то непременно попадут в рай на том свете».
(Продолжение в №1 2016 года.)
Абдымалик КУДОЯРОВ.