На сцене Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени А. Малдыбаева только что закончилась репетиция оперы Джузеппе Верди «Травиата», премьера которой состоится в конце нынешней недели.
Роль Виолетты Валери исполняет Оксана Шутова, друга Виолетты – виконта Гастон де Леторьер – Алмаз Истамбаев.
После репетиции наш корреспондент встретился с известным оперным и эстрадным певцом тенором Алмазом ИСТАМБАЕВ.
– Алмаз, мне трудно определить, положительный Ваш герой или отрицательный. По сюжету оперы он друг куртизанки Виолетты Валери. На балу именно он знакомит ее с молодым юношей Альфредом Жермоном, который влюбляется в нее и даже предлагает Виолетте выйти за него замуж. Виконт всячески поддерживает их отношения. Однако отец Альфреда против этого брака и строит всякие козни. Виконт Гаскон де Леторьер, зная о них, ничего не рассказывает ни подруге, ни Альфреду и остается сторонним наблюдателем. Поэтому сам собой напрашивается вопрос: какие черты характера Вы цените в людях?
– Искренность. Когда враг не юлит, не льстит, а открыто говорит, что ненавидит; и друг, который остается настоящим другом при любых обстоятельствах. Мой герой не отрицательный. Он сопереживает Виолетте, но помочь влюбленным ничем не может, потому что живет в обществе, которое не воспринимает всерьез любовь куртизанки.
«Я с песнями не расставался»
Алмаз Истамбаев родился в городе Майлуу-Суу (Майли-Сай). Петь начал с шестилетнего возраста. Привели его родители в хор художественной самодеятельности «Алтын шам» Майли-Сайской швейной фабрики и мальчик сразу же запел. Согласитесь, что для солиста – это довольно юный возраст. В репертуаре мальчика были все популярные песенки из мультиков: песенка крокодила Гены, «Антошка, Антошка», но большой успех имела песня Александры Пахмутовой на слова Никиты Добронравова «Пусть всегда будет солнце».
Певческая карьера Алмаза закончилась в школе. Да, он принимал участие в школьных мероприятиях, но это были лишь школьные номера. В 1990 году юношу призвали в армию. Служил он в 1990-1992 годах в самой горячей точке советско-афганской границы – в 7-ой пограничной заставе «Тугул» Пянженского пограничного отряда. Попал он туда ровно через год после вывода советских войск из Афганистана и служба совпала с развалом Союза. Дружественные республики отозвали своих солдат из пограничного отряда, а ведь тогда в Таджикистане началась гражданская война. Охранять границу и мирных жителей от афганских боевиков и местных банд остались лишь наши кыргызские бойцы. В минуты затишья в казарме Алмаз под гитару пел своим сослуживцам песни о любви, надежде и мире, так что с песнями он никогда не расставался.
– Я служил инструктором служебных собак, – вспоминает Алмаз. – Если пограничнику положена одна собака, то после отъезда солдат из других республик у меня было три собаки. Я ухаживал за ними, под пулями ходил в дозор. Была у меня и любимица – собака по кличке Тэри породы ризеншнауцер. Очень умная и преданная собака, мне тяжело было расставаться с ней.
– Насколько мне известно, после демобилизации Вы вернулись домой, устроились на работу на Майли-Сайский электроламповый завод и поступили на заочное отделение в Джалал-Абадский государственный университет. Как вышло, что инженер-механик, бросив все, увлекся оперой?
– Иногда я сам себе удивляюсь. О том, чтобы стать артистом, я никогда не думал. Хотя и вернулся на сцену, я солировал в заводском ансамбле, который назывался «М-старс» – «Майли-Сайские звезды». Однажды, это было в 1997 год, мне на глаза попалась небольшая заметка о том, что в Бишкеке проводится конкурс молодых исполнителей. До конца приема заявкок оставалось всего два дня. Председатель профкома завода Валентина Васильевна Хмелева и генеральный директор Николай Адольфович Мелькин, к которым я обратился с просьбой направить меня на конкурс, поддержали мою идею и помогли за ночь подготовить фонограмму. Это было основное условие конкурса. Концерт проходил во Дворце спорта. Членами жюри под председательством Муратбека Бегалиева были Александр Зацепин, Алтынбек Сапаралиев, Талай Жакшылыков и бывший в то время мэр Бишкека Борис Иванович Силаев. Я спел авторскую песню: музыку написал я сам, а слова песни «Светлый город» нашей местной поэтессы Раисы Чурилиной. Это песня о Майли-Сае. После концерта ко мне подошла оперная певица Любовь Николаевна Комиссарова и спросила меня, не хочу ли я получить высшее музыкальное образование? Этот конкурс перевернул всю мою жизнь, я получил приз зрительских симпатий и стал студентом консерватории, которую окончил в 2005 году по специальности «Академическое пение, концертно-камерный певец».
Моим учителем был народный артист СССР, профессор Токтоналы Сейталиев.
– Алмаз, Вы – солист оперы, исполняющий ведущие вокальные партии в спектаклях мировой, европейской и национальной классики. С какой партии состоялся Ваш дебют?
– Он совпал с премьерой спектакля «Чио-Чио-Сан» Джакомо Пуччини. Я страшно волновался. Ведь играть мне пришлось с мэтрами оперного искусства народными артистами СССР Кайыркуль Сартбаевой и Токтоналы Сейталиевым. Я исполнял партию Горо – колоратурная, самая сложная по технике исполнения. Недаром все наши дирижеры перед постановкой спектакля в первую очередь спрашивают, кто будет петь эту партию? Мне она удалась.
– Есть арии, которые Вам хотелось бы исполнить?
– К сожалению, есть. Это опера В. А. Власова, А. М. Малдыбаева и В. Г. Фере «Айчїрєк». Режиссеры говорят, что у меня акцент. Все роли и партии мне дороги, и даже роль козла. В детском спектакле «Коза и семеро козлят» я играю козла. После спектакля друзья всегда надо мной подшучивают, и чтобы не обидеть меня, говорят: «Ты хороший муж козы».
– В наше время частенько оперные певцы исполняют эстрадные песни. Вам не кажется это своего рода «предательством» по отношению к опере?
– В семье я самый старший, когда был студентом, помогал родителям тем, что пел в ресторанах. Полученный опыт только помогает мне в оперной карьере.
– Алмаз, Вы недавно выступали на 90-летнем юбилее села Каинды. Есть ли разница между столичными и сельскими зрителями?
– Начиная концерт с песни «День Победы», я думал, что публика в глубинке меня не поймет и встретит в штыки песню на русском языке. Но был приятно удивлен тому, как они тепло меня приняли. Мне показалось, что мои соотечественники соскучились по русской песне.
– С оперой и песнями мы разобрались. Как случилось, что в Вас проснулся талант еще и драматического актера?
– Режиссер сам выбирает актеров, поэтому, когда Мар Байджиев предложил мне сыграть роль Алманбета в его спектакле «Сказание о Манасе», я с радостью согласился, хотя планка была высокая. До меня роль Алманбета играл гениальный актер Болот Тентимышов. В детстве и юности на русском и на кыргызском языке я читал эпос «Манас», но истинное понимание пришло только тогда, когда я сам стал участником тех исторических событий, пусть даже в спектакле. Это гениальное произведение и, на мой взгляд, «Сказание о Манасе» Мара Ташимовича сравнимо лишь со Словом о полку Игореве. Я благодарен режиссеру за то, что он пригласил меня в свой спектакль.
– Алмаз, Вы считаете себя счастливым человеком?
– Этот вопрос был бы уместен на мое 100-летие, когда я подведу жизненные и творческие итоги. Скажу одно, в настоящее время я всем доволен.
– Тогда поделитесь своими планами на будущее.
– Есть хорошая пословица: «Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Планов у меня много и все они связаны с моим творчеством.
– В заключение нашей беседы хотелось бы спросить: если бы Вам дали миллион долларов, как бы Вы ими распорядились?
– До последнего цента отдал бы на благотворительность. Потому что все это обернется стократной благодарностью, а это дорогого стоит.
— Спасибо за интересную беседу и творческих успехов.
Нурия ШАГАПОВА.
Фото автора и из творческого архива Алмаза ИСТАМБАЕВА.