Без электричества трудно представить современную жизнь. Казалось бы, шаг в новый век должен развить уже существующие достижения в энергосфере, но не случилось.

Доставшаяся в наследство от советского прошлого энергетическая система оказалась для наших чиновников, образно говоря, дамой с характером. Наша действительность поделила наследство на несколько предприятий, а именно: некогда единый крупный энергохолдинг в лице АО «Кыргызэнерго» был реорганизован по функциональному признаку в несколько компаний. Производство электрической энергии осуществляется ОАО «Электрические станции». Передачу электрической энергии по высоковольтным сетям осуществляет ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана». Функции распределения электрической энергии по сетям 35 кВ и ниже до конечного потребителя выполняют в основном четыре региональных электрораспределительных предприятия: ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Ошэлектро» и ОАО «Джалал-Абадэлектро», а также есть и небольшие частные компании.

Вроде бы все складывалось достаточно хорошо, имущество и обязанности поделили, но вот вопрос обеспечения электроснабжением новых территорий был забыт и не включен в ничью компетенцию во вновь созданных организациях. Сегодня никто не несет ответственности за неэлектрофицированные новые территории.

Обсудить сложившуюся проблему за круглым столом на тему «Проблемы законодательства КР в сфере обеспечения электроснабжением новых потребителей»

в завершение прошлого года собрались члены комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Жогорку Кенеша, члены правительства, представители распределяющих компаний, органов МСУ, международных и неправительственных организаций.

Организатором мероприятия выступил Институт политики развития (ИПР) в рамках проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс».

Со слов Кубанычбека Турдубаева, министра энергетики и промышленности КР, в обсуждении сложившейся ситуации необходимость назрела давно.

— Наши энергокомпании не в состоянии электрифицировать новостройки, поскольку в бюджете не предусмотрены средства на их развитие. Расходная часть бюджета распределительных компаний составляет 4 миллиарда 412 миллионов сомов. Проведенные предварительные расчеты показали, что на электрификацию новостроек необходимо 4 миллиарда 474 миллиона сомов. Поэтому мы можем только констатировать факт, что расходы, которые несут сегодня компании, достаточны, чтобы поддерживать существующую сеть в работоспособном состоянии, а вот чтобы развивать и строить новые сети необходимо столько же денег, сколько сейчас предусматривается в бюджете. Совершенно очевидно, что энергокомпании самостоятельно решить эту проблему не смогут. Есть несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации: первый – увеличить доходную часть бюджета, чтобы предусмотреть необходимые средства, второй – подготовить долгосрочный проект и привлекать доноров, но для этого необходимо корректировать соответствующую среденесрочную политику уже сейчас с учетом того, что эти средства необходимо будет возвращать, поэтому, я думаю, что второй путь более реалистичен, возможен и комбинированный путь, – прокомментировал министр.

Как рассказал Бектурган Орозбаев, юрист ИПР, распределяющие компании в соответствии с их уставом осуществляют покупку, транспортировку, распределение и продажу электроэнергии, а вопросы проведения линий электропередачи, закупки трансформаторов и опор ЛЭП считают вопросами местного значения, относя их к компетенции органов МСУ. В свою очередь органы местного самоуправления относят данный вопрос к государственному значению, а его решение к ведению энергокомпаний.

Согласно действующему законодательству, полномочия государственных органов, в том числе распределяющих компаний и органов МСУ по организации и обеспечению электроснабжением новых потребителей, недостаточно четко расписаны, что отражается непосредственно на простых гражданах, не имеющих доступа к электроэнергии.

Так, в Законе КР «О местном самоуправлении» органы МСУ ответственны за социально – экономическое развитие территории и должны способствовать решению вопросов местного значения. Однако вопросы местного значения включают только организацию освещения мест общего пользования, вопросы по обеспечению доступа населения к электроэнергии не включены в категорию вопросов местного значения.

В тоже время статьей 14 Закона КР «Об электроэнергетике» установлено, что «на владельцев лицензий возлагается обязанность обеспечивать электроснабжение всех территорий и находящихся на территории их деятельности клиентов, которыми осуществляется запрос на снабжение, в том числе обеспечение электроснабжения клиентов в отдаленных районах». Несмотря на существующую статью, распределяющие компании не выполняют требования законодательства либо оно трактуется иным образом – распределяющие компании считают, что эта норма распространяется только на существующих потребителей.

При этом так же возникают противоречивые ситуации, требующие отражения и конкретизации в нормативно-правовой базе нашей республики, когда распределяющие предприятия выписывают счета за потребленную электроэнергию и принимают оплату от потребителей, в то время как электрооборудование, задействованное в процессе поставки электроэнергии, не находится на балансе этих предприятий. Такая ситуация складывается в основном при установке оборудования другими участниками – населением, органами местного самоуправления и в особенности международными донорскими организациями.

 

Елена ЖОЛОБОВА.