На исчезновение в Бишкеке авторской физико-математической школы-лицея №61 им. Е.Б. Якира в Министерстве просвещения, кажется, вообще не обратили внимания. Нет специализированной школы — и не надо. После проведённой чиновниками работы по уравниванию всех школ страны можно сказать, что господа поставленной цели добились.

Школа физически, конечно, осталась. Стены стоят. Но её наполнение и витавшую здесь особую атмосферу сумели вычистить буквально за пару лет. Нужно признать, что темпы «уравнивания» замечательные. Теперь министр Догдуркул Кендирбаева может быть довольна – 61-я школа, многие годы считавшаяся одной из сильнейших в стране, бывшая, по всеобщему признанию, показателем высокого уровня математического образования, «сдулась». Странно, что, перестав быть авторской, она тем не менее зовётся просто «общеобразовательная школа имени Е.Б. Якира».

Мне, как выпускнику этой школы, горько смотреть на происходящее. Даже трудно представить, что уже прошло пятьдесят пять лет, как я стал учеником одного из математических классов, которые создавал Ефим Борисович. В них он не брал всех подряд, а отбирал, можно сказать, «поштучно». Узнавал только ему ведомым способом о ребятах, которые учились в разных школах города и показывали неплохие знания и навыки в математике. Их приглашал прийти на собеседование. До сих пор помню небольшой листочек с таким приглашением. Долго не раздумывал. Согласился перейти в 61-ю, хотя ездить пришлось через полгорода. Но оно того стоило.

Как весело и живо проходили уроки математики, которые у нас вёл сам Якир, забыть нельзя. Это не были нудные заучивания правил и теорем. Учитель, записывая задачу на доске, шутил и при этом выдавал любимые присказки, почерпнутые у великого Райкина. «Урок математики без элементов эстрады – это не урок», – повторял Ефим Борисович. Трудно представить другого учителя, который вел бы «серьёзный» предмет в подобной манере. В то время школа носила имя академика Игоря Васильевича Курчатова, что подчёркивало её близость к науке. Конечно, не все выпускники школы стали математиками, программистами или физиками, но нас хорошо научили мыслить и думать логически.

Помню, как лет тридцать назад встретился с Ефимом Борисовичем. Улыбаясь, он сказал: «Собираются школу переименовать и дать ей моё имя. Спрашивают у меня, как лучше сделать надпись на табличке – «Е.Б.» поставить спереди фамилии или сзади? Так я им сказал, что в моём возрасте меня мало интересуют эти позиции – спереди или сзади. Мне всё равно. И что ты думаешь? Они написали табличку вообще без инициалов!»

Вскоре он уехал из страны. На переезде настояли дети. Но потом Якир несколько раз приезжал в Бишкек и всегда приходил в школу, чтобы посмотреть на своё детище. В мае нынешнего года Ефим Борисович ушёл из жизни. Думаю, его огорчила бы весть, что школа, которой он отдал все свои силы, сейчас потеряла статусность.

ххх

Не знаю, каким представляет себе хорошего учителя нынешний министр просвещения Догдуркул Кендирбаева. Но кажется, что для неё главное, чтобы никто не высовывался. Все должны быть равны. И школы, и учителя. Даже не оспаривается постулат, что в школах не должно быть плохих учителей. Но, видимо, и хорошие местным чиновникам тоже не нужны. В нашем среднем образовании и учитель должен быть такой же – средний.

После принятия закона «Об образовании», в котором исчезли понятия «гимназия» и «лицей», министерство объявило, что действующие под этим статусом учебные заведения должны прекратить своё существование. И хотя вслух произносили про равное для всех детей обучение, но основной упор делался на экономию денег, которые доплачивались учителям в этих учебных заведениях. В ведомстве даже гордо сообщили, сколько средств удалось сэкономить всего лишь исключением из закона пары «ненужных» слов. Когда родители учеников стали возмущаться, в министерстве заявили, что они обязаны исполнять закон. При этом министр упорно кивала на депутатов, заявляя, что это при принятии нового закона об образовании исключили норму про «гимназии» и «лицеи». Избранники же отнекивались. Мол, им «подсунули» такой законопроект, в который они, как часто и бывало, не особо вникали.

Теперь все вместе пожинаем результат министерских трудов. Кажется, что господа, облечённые возможностью устанавливать правила жизни, уверены, что все дети в стране одинаковые. Среди них не могут быть более талантливые, склонные к познанию наук, лучше других учеников. Поэтому и школ особых быть не должно.

Немалую роль в перетрясывании образования сыграла и придуманная депутатами ротация директоров школ. И тут уже парламентарии не могут никого винить – это у них родилась идея не давать директорам школ работать на одном месте больше пяти лет. В числе пострадавших оказалась и 61-я. Директора, который более двадцати лет держал школу на плаву, просто выкинули. Не исключено, что именно из-за него депутаты и решили менять руководителей. Нашли нового человека – из университетской среды. Тот в школе долго не усидел. Результат депутатской идеи печальный. В итоге, как видим, отличная школа скатилась к общему уровню.

Не помогли и многочисленные обращения родителей в Управление образования мэрии и Министерство просвещения. Они были уверены, что школа, имеющая прекрасные результаты, должна была получить особые условия. Но на их призывы внимания не обратили. Раз всех равняют по линейке, то никто не должен высовываться и подпрыгивать, чтобы голову не снесли.

Хорошие учителя, ставшие меньше получать, стали покидать стены «престижной» школы и потянулись в частные. Те хоть и не называют себя гимназиями, но к обучению детей подходят творчески. Да и вряд ли там доверяют работу с детьми недоучившимся студентам.

ххх

Министр просвещения Догдуркул Кендирбаева, без устали говорящая про великие перспективы для школ в рамках перехода на 12-летнее образование, отметила, что нет необходимости возврата статуса лицеев и гимназий. Однако в некоторых школах программа обучения будет отличаться от общего базисного плана. Эти школы станут первым уровнем в подготовке будущих специалистов. Она сказала: «Мы будем давать школам не доплату, а дополнительные часы. Например, гимназии №61 выделят больше часов по физике, химии, математике. Эти предметы будут изучаться углубленно, а часы по остальным предметам сократят. В такие школы придут не те, кто хочет в будущем стать музыкантами, а те, кто выберет научно-техническое направление». Сказав слово «гимназия», министр, наверное, оговорилась, забыв, что сама гимназии и ликвидировала.

При этом подчеркнула, что учебные заведения будут сформированы так, чтобы дети там получали профильное образование. Замечу, изначально в стенах ведомства говорилось, что двенадцатилетнее образование нужно, чтобы в выпускном классе мальчики научились столярничать, а девочки шить. Сейчас об этом молчат. Видимо, концепция опять изменилась.

Но в министерстве появилась и новая идея. Чиновники придумали закреплять некоторые школы за министерствами. Кендирбаева сообщила: «Школа №13 будет под патронатом Министерства иностранных дел, и в ней будут усердно изучать языки. Школа №61 переходит под патронат Министерства энергетики. С ними уже составлено соглашение. В школе ведомство будет готовить себе будущих специалистов, ведь сейчас строятся ГЭСы, железная дорога, и для этих проектов уже нужно готовить будущие кадры».

Здесь возникает вполне резонный вопрос: у Минэнергетики своих забот мало, что им нужно ещё и школу курировать? Если ведомству нужны специалисты, то, наверное, лучше обращаться в университеты, а не в школы. Там уже точно учатся люди, собирающиеся стать инженерами. С учениками в лучшем случае можно раз в год провести профориентацию.

Видя, что делает министр просвещения, кажется, что находится в прострации. Наверное, не ведает, что благодаря её усилиям состав учеников 61-й школы резко изменился. Если раньше в школу зачисляли по итогам тестирования, определяя склонность ребят к точным наукам, то сейчас принимают всех подряд – на общих основаниях по электронной записи и месту проживания. В результате число учащихся резко возросло. Вместо двух тысяч учившихся здесь ранее, их стало более 3,1 тысячи. И не факт, что все они фанатеют от уроков математики и физики.

Глядя на происходящее в сфере образования, так и хочется повторить народную мудрость: «Ломать – легко, создавать – трудно».

Александр НИКСДОРФ.

Фото автора и www.