Она ворвалась в предновогодний Бишкек не с горных долин, а со ступеней медицинской академии. Огненная Лошадь, замершая в динамичном прыжке, – не просто символ наступающего года, а рассказ о золотых руках, коллективном творческом порыве и том, как символ наступающего Нового года рождается из любви к своему делу.

В Бишкеке в предпраздничной суете на скульптуру можно наткнуться неожиданно. Главный корпус Кыргызской государственной медицинской академии имени И.К. Ахунбаева. Строгие ступени, ведущие к храму науки. И вдруг – стремительный силуэт, рвущийся в небо и сияющий ночью. Кажется, еще миг – и огненная лошадь с парапета сорвется вскачь, унося с собой груз и проблемы уходящего года. С 11 декабря это удивительное зрелище доступно каждому: горожане и гости столицы останавливаются, чтобы рассмотреть детали инсталляции. А если приглядеться, можно увидеть, что у этой лошади есть характер — свой, неповторимый, сотворённый с душой.

2026-й – год Красной Огненной Лошади. Год энергии, скорости и дерзких перемен. Символика года как нельзя лучше совпадает с местом действия: медицина – это всегда движение вперед, борьба, страсть к жизни. И этот символический огонь зажег не именитый художник, а творческий коллектив сотрудников академии: «У нас стало доброй традицией», – с гордостью рассказывает главный творец огненной лошади Николай Бородин — человек-легенда в своем роде. Он строитель, построивший в своё время половину зданий во Фрунзе, а ныне – пенсионер и столяр-стекольщик, в чьем ведении 15 корпусов КГМА. «Золотые руки» – так о нем отзываются коллеги.

«Я позитивный человек, люблю движение, люблю природу Кыргызстана. И хочу дарить добро людям», – просто говорит мастер.

И он дарит. Уже шесть лет подряд. Бык, Заяц, Крыса, Тигр, Кролик, Дракон… Целый зодиакальный цикл фигур, рожденный в мастерских медакадемии, сменяя друг друга, украшал главный корпус. Но Лошадь – особенная. Ее Николай Евгеньевич вырезал из многослойной фанеры всего за пять дней (изготовление других фигур порой занимало месяц!), создал оригинальную конструкцию длиной в 220 и высотой в 120 сантиметров. Почти четыре сантиметра толщины – не ради монументальности, а ради устойчивости против бишкекских ветров. «Специально сделал фигуру тяжелой», – признается автор.

Потом в дело вступили сварщики, скрепившие прочный каркас, и электрики, подарившие лошади ночное свечение – ту самую иллюминацию, что превращает статичную фигуру в парящий в темноте огненный знак.

И вот она, установленная у главного входа, радует всех. Это не просто новогодний декор, а символ коллективного труда, в котором соединены инженерная мысль и художественное видение.

Таких инсталляций в Бишкеке больше нет. Возможно, и во всей стране. Она эксклюзивна в своей простоте и естественности. Глядя на нее понимаешь: дух Огненной Лошади – это не абстракция. Это энергия талантливых людей, которые, не страшась перегореть, находят баланс между будничным трудом и творческим полетом. Находят – и дарят его городу.

Максим КЛИМЕНКО.

Фото автора.